Духи фирмы А. Ралле.
Начало XX века
Женская мода.
Начало XX века
В соответствии с новой модой перестраивали
выпуск своей продукции фабрика фарфора Товари-
щества Кузнецова, мебельная фабрика Ф. Мельцера,
парфюмерия Г. Брокара и А. Рале... Настоящим дик-
татором в массовой культуре и катализатором фор-
мирования новой среды стал кинематограф. А. Сера-
фимович в 1912 году писал: «Загляните в зрительную
залу, вас поразит состав публики: здесь все – студен-
ты, жандармы, писатели и проститутки, офицеры и
курсистки, всякого рода интеллигенты... и рабочие,
приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чи-
новники, словом, все...» (17, с. 21). Кинематограф
выступил как «театр для бедных», проводник новых
эмоциональных стандартов и эстетических ценно-
стей. Первая российская кинозвезда В. Холодная не
уступала в популярности европейским куми-
рам: М. Линдеру иФ. Лоуренс.
Серебряный век, предъявив новый
художественный язык, основанный
на линии «удар бича», изобретён-
ной В. Орта, изменил облик «новой
женщины». На рекламных плакатах
А. Мухи женские образы воплотили
новые идеалы красоты: это брюнет-
ки или рыжеволосые красавицы,
мечтательные и раскованные, окру-
жённые развевающимися шарфа-
ми, кудрями, цветущими лианами.
Шедевром заслуженно считается
плакат В. Серова к выступлению ба-
лерины А. Павловой в 1909 году в Па-
риже в рамках «Русских сезонов». На
зыбком сине-зелёном фоне углём и мелом прори-
сована летящая фигура прославленной балерины,
словно погружённая в подводную среду. Образ ба-
лерины торжественен, трагичен, невесом. Портрет-
ную галерею женщин модерна создавали художни-
ки «Мира искусства» (Сомов, Бакст), нередко об-
ращаясь к традициям женского портрета XVIII века
Реклама пива.
И. Я. Билибин
Афиша кинофильма «Бездна»
Афиша выступления балерины А. Павловой
в «Русских сезонах».
В. А. Серов. 1909 год
Русская история
1
2014
85