Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 85

камне над могилой всей культуры XIX века. Пред-
ставители модерна подавали руку культурной тра-
диции поверх предыдущего поколения, считая
себя наследниками Пушкина, портретной жи-
вописи XVIII века, а не реализма Н. Некрасова,
Н. Чернышевского и социальной живописи пере-
движников. Им понятнее были икона, скоморо-
шество, язычество, а не литературный реализм
и общественная «полезность».
Современники Серебряного века с редким
единодушием говорят о ренессансном ощущении
эпохи. Личные документы и публицистика этого
времени полны определений: «новый трепет», «но-
вая культура», «новая живопись», «новые формы»,
«обновление» – настоящий «культ передовитости»,
по выражению А. Бенуа. Культура претендовала на
тотальное обновление всего пространства жизни:
от традиционного искусства и литературы до обли-
ка улиц, индустрии развлечений, рекламы, дамских
шляп и туалетов, практик повседневности. Речь
шла о смене культурной парадигмы, ценностно-
го содержания культурной жизни, формировании
нового «большого стиля», т. е. именно о смене типа
культуры. Эмигрантская литература о модерне,
грешившая, конечно, ностальгическими преуве-
личениями, использовала понятия «воскрешение»,
«вершина», «всемирность» (8, с. 366–373). В статье
«Три России» (1937) историк культуры В. Вейдле
определял это время как «одну из вершин русской
культуры» (6, с. 140).
Термин «ренессанс» по отношению к культу-
ре Серебряного века концептуально обосновал
Н. Бердяев в работе «Русская идея» (1946):
«В России в начале века был настоящий культур-
ный Ренессанс…» (4, с. 209); «В начале века велась
трудная, часто мучительная, борьба людей Ренес-
санса против суженности сознания традиционной
интеллигенции»(4, с. 210). Насколько были обо-
снованы эти ощущения современников и утверж-
дения мыслителей? Можно ли действительно на-
звать Серебряный век национальным вариантом
культуры ренессансного типа?
Общих черт действительно предостаточно.
Подобно тому, как собирали свои «кружки» ве-
ликие итальянцы XIV–XV веков, русские худож-
ники, литераторы стали создавать собственные
объединения. Первым стал «Мир искусства»,
выросший из круга друзей А. Бенуа. Свободные
вечерние беседы молодёжи в старом доме худож-
ника постепенно собрали вокруг него группу. Их
соединило общее убеждение в приоритете ин-
дивидуального творческого выражения взамен
«общественного» мелкотемья позднего передвиж-
ничества. Образовали «Мир искусства» поначалу
четыре художника: А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов,
Е. Лансере. В их дружеский круг вошли критик и
культурный деятель-меценат С. Дягилев, литера-
торы Д. Мережковский и Д. Философов. Все – пе-
тербуржцы, интеллигенты в третьем поколении.
Позже в формате выставочной деятельности к
ним присоединились очень разные художники,
обладавшие собственной стилистикой и име-
нем: В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, М. Вру-
бель, А. Остроумова-Лебедева, М. Добужинский,
И. Билибин, Н. Рерих, Б. Кустодиев, З. Серебря-
кова, Ф. Малявин, И. Грабарь, иногда даже И. Ре-
пин. В целом, едва ли не все лучшие живописцы
начала века были так или иначе связаны с деятель-
Портрет Льва Бакста.
В. А. Серов.
1905–1910 годы
Портрет художника, критика и историка искусства А. Н. Бенуа.
Л. Бакст.
1898 год
Серебряный век
83
1...,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84 86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,...125
Powered by FlippingBook