Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 99

ствие. Эти старины, вероятно,
окажутся по различным музеям
и библиотекам далеко вне Афо-
на, так как в результате гонений
греков на монахов негреческих
народностей закроются все их
монастыри...»
Однако, несмотря ни на ка-
кие лишения и потрясения, ис-
пытания и катаклизмы, русская
лампада на Афоне так и не угас-
ла. Подвижник старец Силуан
Афонский, отдавший Афону
почти 40 лет, игумены Свято-
Пантелеимонова монастыря схи-
архимандритыМисаилиГавриил,
иеросхимонах Феодосий Афон-
посетил Патриарх Московский
и всея Руси Пимен, заявивший в
Протате, что Афон должен быть
сохранён как всеправославный
монашеский центр.
В этой делегации находил-
ся и будущий Предстоятель
Русской Церкви Кирилл, кото-
рый рассказал братии Свято-
Пантелеимонова монастыря во
время своего последнего посе-
щения Афона в июне 2013 года
о своих ощущениях в тот давний
период: «Сердце трепетно бьёт-
ся, когда переступаешь порог
нашего Пантелеимонова мона-
стыря, входишь под своды этого
благолепного храма, слышишь
ваше пение. Невольно вспоми-
наю давно минувшие годы. Тог-
да не было такого благолепия и
не было такого пения – в ту пору
на весь огромный монастырь
насчитывалось всего шесть или
семь монахов. Но даже в то вре-
мя в душе всегда была надежда,
что процветёт Пантелеимонов
монастырь и Гора Афон укре-
пится, что Святая Русь обра-
тится ко Христу и множество
паломников будут посещать
Преподобный Силуан Афонский.
1930-е годы
Трапезная Свято-Пантелеимонова монастыря
Колокольня Свято-Пантелеимонова
монастыря
ский (Харитонов), архиепископ
Василий (Кривошеин) и многие
другие монахи продолжали яв-
лять примеры истинного мона-
шеского служенияГосподу.Очень
точно сказал об этом в 1952 го-
ду в Оксфорде сам отец Василий:
«На Афоне даже теперь много
людей высокой духовной жизни
и действительной святости... Вне
Афона я никогда не встречал лю-
дей, столь явно просвещённых
благодатию... В заключение вы-
ражу мысль, что подлинное на-
значение Афона состоит, прежде
всего, в том, чтобы порождать
такие явления святости, каковым
был среди других сей блаженный
старец Силуан. И покамест это
продолжается,
существование
Святой Горы вполне оправды-
вается, и сохраняется её великое
значение в духовной жизни Все-
ленской Православной Церкви».
Лишь в 1966 году при содей-
ствии Московского Патриарха-
та в Пантелеимонову обитель
поступили впервые за долгие
годы четверо монахов, в 1970 го-
ду приехали еще два инока, в
1975 – один, летом 1976 го-
да – четыре монаха, а затем
ещё 9 иноков. К тому времени
в Свято-Пантелеимоновом мо-
настыре оставалось лишь 13 на-
сельников. В 1972 году Святую
Гору впервые за всю историю
Русская история
1
2014
97
1...,89,90,91,92,93,94,95,96,97,98 100,101,102,103,104,105,106,107,108,109,...125
Powered by FlippingBook