Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 101

диктатура, возник страшный
проект: превратить Афон в ме-
сто европейского и всемирно-
го туризма, а для этого нужно
было убрать оставшихся ино-
ков, и в первую очередь, рус-
ских иноков. Именно поэтому
было невозможно направить
сюда практически ни одного
человека.
С благоговейной памятью
я выражаю признательность по-
койному владыке Никодиму, ко-
торый сделал, казалось бы, невоз-
можное, и было получено разре-
шение на приезд нескольких ино-
ков из Советского Союза сюда, на
Афон. Конечно, они не изменили
радикально ситуацию, но произо-
шло самое главное: те, кто родил-
ся в советское время, прибыли на
Афон так же, как и прибывали на
Святую Гору их благочестивые
предки. Как будто сомкнулось
время. Тогда мы почувствовали,
что, несмотря на самые тяжелые
условия, в которых проживали в
ту пору афонские иноки, здесь,
в Свято-Пантелеимоновом мо-
настыре, будет гореть лампада
русского православия на Святой
Горе. И по милости Божией так и
произошло».
В 1982 году, когда в Свято-
Пантелеимоновом монастыре
оставалось лишь 22 насельни-
ка, его игумен архимандрит
Иеремия (Алёхин) обратился
к Московской Патриархии с
просьбой снова пополнить ко-
личество иноков монастыря.
Вскоре тоненький ручеёк тако-
го пополнения начал постепен-
но увеличиваться, и ко времени
визита на Афон Святейшего
Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II в июне 1992 го-
да в Пантелеимоновом мо-
настыре насчитывалось уже
40 человек. Однако новое по-
трясение ждало в это время бра-
тию Свято-Ильинского скита:
в мае 1992 года по требованию
Синода Константинопольско-
го Патриархата скитоначаль-
ник архимандрит Серафим и
все семеро иноков этой обите-
ли были без суда и следствия
насильственно при участии
полиции изгнаны с Афона. Все
просьбы Московской Патри-
архии заселить скит русскими
монахами остались без послед-
ствий, и скит перешёл в пол-
ное ведение монастыря Панто-
кратор, его заселили греческие
монахи.
Огромное значение в деле
возрождения
афоно-русских
связей имело паломничество на
Афон вскоре после своей интро-
низации Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алек-
сия II, а также принесение в Рос-
сию в 1996 и 2000 годах честной
главы святого Пантелеимона, а в
2003 году – честной стопы свято-
го апостола Андрея Первозван-
ного. В 1992 году по благослове-
нию Алексия II вновь открылось
на месте приходского храма свя-
того великомученика Никиты
(ул. Гончарная, 6) Афонское под-
ворье в Москве, а через 10 лет в
нём уже был освящён храм Всех
Афонских святых, построены
часовни святого Пантелеимона
и преподобного Силуана Афон-
ского.
Надежды на возрождение
Русского Афона особенно уси-
лились в условияхновойРоссии,
когда связи нашей страны со
Святой Горой вышли из «замо-
роженного состояния». Ныне в
Свято-Пантелеимоновом мона-
стыре, оставшимся единствен-
ной крупной русской обите-
лью на Афоне, насчитывается
уже около 80 иноков (не счи-
тая русских монахов в других
афонских монастырях, скитах,
келиях и каливах). Его жизнь
постепенно, при подвижниче-
стве нынешних руководителей
монастыря – игумене Иеремии
и духовнике монастыря иеромо-
нахе Макарии, набирает новые
обороты: идёт восстановление и
реставрация храмов и построек
(в 2003 году впервые за многие
Андреевский скит
В соборе во имя святого Андрея
Первозванного. Андреевский скит
Мощевик с частью главы апостола
Андрея Первозванного. Андреевский
скит
99
1...,91,92,93,94,95,96,97,98,99,100 102,103,104,105,106,107,108,109,110,111,...125
Powered by FlippingBook