воспользовались греческие мо-
нахи: «Взяша его во власть свою
греки и до днесь обладают». Они
упразднили древнее общежитие
и ввели «свободную штатную
жизнь» с самообеспечением
каждого, чем ускорили дальней-
ший упадок обители. В 1768 го-
ду Пантелеимонов монастырь
разорился почти окончательно,
и греческие монахи оставили
его, расселившись по другим
обителям.
Примерно в 1770 году гре-
ческие иноки Руссика решили
оставить удалённую от моря
и довольно запущенную тер-
риторию старого монастыря и
переместиться на юго-западный
берег Афона, в маленький при-
брежный скит, возникший во
владениях Руссика ещё в конце
XVI века неподалёку от при-
надлежавшей ему пристани.
Барский упомянул об этом ме-
сте, рассказывая о владениях
Руссика: «Далече же, яко за час
хождения, на брезе морском
имат арсенал… и мельницу с
вертоградом, и келлий на требу
свою». Именно это место, на-
зывавшееся одно время При-
брежный Руссик, вскоре стало
прибежищем для самого знаме-
нитого русского монастыря за
пределами нашего Отечества.
В 1803 году верховное управ-
ление (Протат) Афона решило
исключить имя русской обители
из числа монастырей и продать
её земли. Против этого высту-
пил Константинопольский Па-
триарх Каллиник. Он восстано-
вил в русском монастыре обще-
житие и поддержал кандидатуру
иеромонаха
Ксенофонтского
монастыря Саввы на место игу-
мена.
Возглавив монастырь, Сав-
ва сделал очень многое для его
возрождения. Проведя четы-
ре года в Константинополе и
собирая пожертвования, он,
призывая на помощь святого
Пантелеимона, вылечил вели-
кого драгомана Порты князя
Скарлата Каллимаха, будущего
господаря Валахии, и обрёл в
его лице богатого покровителя.
Уже в 1814 году обитель имела,
хотя и в незаконченном виде,
соборный храм, келии и другие
постройки. Но вскоре гряну-
ли новые испытания: убийство
князя Каллимаха, смерть Саввы
Письма архимандрита Макария (Сушкина) к архимандриту Леониду (Кавелину).
1873–1879 годы
Русская история
4
2013
80