Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 80

тельствует о весомом, значимом
и глубоко осознанном влиянии
Святой горы на духовную жизнь
Руси. Это мировоззрение как
плод взаимного общения Рус-
ской земли и Святой горы слов-
но детоводитель провело Русь
сквозь горнило испытаний и
стало особенно близким для
русского сердца в эпоху ордын-
ского нашествия, вселяя надеж-
ду на Вышнюю милость и про-
щение» (1, с. 20).
Именно в Руссике в 1196 го-
ду принял постриг сербский ца-
ревич Растко, вошедший в исто-
рию как Савва Сербский – один
из самых почитаемых сербских
святых, основатель Хиландар-
ского монастыря. В этот пери-
од на Афоне русские занимали,
по подсчётам историков, третье
место по численности после
греков и грузин.
Однако последовавший да-
лее период ослабления Руси в
эпоху монгольского ига не мог
не отразиться на русской обите-
ли, оказавшейся без поддержки
Руси на грани бедности и за-
пустения. Ощутимую помощь
монастырю на протяжении поч-
ти двух веков оказывали лишь
сербские правители, которые
отнюдь не стремились сделать
монастырь сербским. Посто-
янные набеги на Афон самых
разных завоевателей разоряли
его нещадно. В 1308–1311 годах
Святая гора подвергалась опу-
стошительным набегам ката-
лонцев, которые сожгли русский
монастырь, уничтожив почти все
его рукописи и святыни. В серб-
ской летописи осталось такое
свидетельство о разорении Афо-
на: «Страшно было видеть запу-
стение Святой горы, учинённое
сопротивными
безбожными
народами. Ибо фрузы и турки,
ясы и татары, многовары и ката-
лонцы и другие многие, нашед-
ши тогда на Святую гору, много
святых храмов предали огню,
всё богатство расхитили и плен-
ных отвели в рабство, а которые
остались, те помирали лютей-
шею голодною смертию, и так
как не было погребающего их, то
звери земные и птицы небесные
питались телами их». В 1312 году
императору Византии Андрони-
ку II Палеологу пришлось издать
особую буллу, которой он для
поддержания «честной обители
россов, чествуемой во имя свя-
того Пантелеимона», закреплял
право «святого русского мона-
стыря» на земельные участки в
Фессалониках и на полуострове
Халкидики.
Позднее последовало по-
корение османами Византии,
Болгарии и Сербии, что привело
к полному «осиротению» афон-
ских обителей, которые отныне
могли рассчитывать только на
Монастырь со стороны причала
Вход в Свято-Пантелеимонов монастырь
Россия и мир
1...,70,71,72,73,74,75,76,77,78,79 81,82,83,84,85,86,87,88,89,90,...116
Powered by FlippingBook