Русская история
4
2013
85
«У скульптуры особая миссия»
Корр.: Вы возглавляете ма-
стерскую, которая известна
архитектурными проектами и
монументальной скульптурой,
ансамблями памятников и соз-
данием уникальных интерьеров.
Какому направлению Вы отдаё-
те предпочтение?
С. А. Щербаков:
Я прежде
всего скульптор. С детства я
был увлечён миром динамики
и пропорций, объёма, разме-
щённого в пространстве, кото-
рый является универсальным
языком скульптуры. Из этих
объёмов в пространстве, как из
звуков музыки, рождаются об-
разы.
Корр.: Это от природы?
С. А. Щербаков:
Трудно
сказать. Может быть, что-то
заложено генетически. Мой са-
мый дальний предок по «худо-
жественной линии» на двести
лет старше меня – иеродиакон
Софроний Спасо-Вифанского
училищного монастыря, что
недалеко от Троице-Сергиевой
лавры. Он принадлежал к цеху
живописцев. У меня хранит-
ся его картина, написанная в
конце XVIII – начале XIX ве-
ка, которая передавалась из
поколения в поколение. На
ней изображено, как на Иису-
са Христа легионер надевает
терновый венец. Другие пред-
ки – Московский митрополит
Филарет Дроздов и Самарский
архиепископ Пётр, который
погиб на Соловках в 1939 году.
Родители деда тоже за-
нимались
изобразительным
искусством, прадед рисовал.
Скульптором был мой дед. Он
дружил с С. М. Волнухиным,
автором памятника перво-
печатнику Ивану Фёдорову
в Москве. До революции он
учился в Училище живописи,
ваяния и зодчества, впослед-
ствии уничтоженном, а затем
восстановленном. Так сложи-
лось, что я сейчас преподаю
в бывшем здании того самого
училища в Академии Ильи Гла-
птура находится в среде, кото-
рую необходимо понять. Важ-
нейший вопрос заключается
в том, как памятник можно
поставить, как он сможет в
среде жить. Этому надо учить-
ся, смотреть, как, например,
Давид стоит во Флоренции,
что его окружает, какая архи-
тектура. Если взглядом скуль-
птора смотреть на памятники
Петергофа, волей-неволей за-
интересуешься и ландшафтом,
и архитектурой, и динамикой
воды, и цветом. Смежные об-
ласти, которые тесно связаны
с искусством ваяния, необ-
Монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» на Поклонной горе в Москве
зунова. Многие мои родствен-
ники были архитекторами.
Притом должен сказать, что
«ремеслу» меня отдали учиться
с семи лет.
Корр.: Как Вы, препода-
ватель Российской академии
живописи, ваяния и зодчества,
оцениваете образование, полу-
ченное в советское время?
С. А.Щербаков:
Оно было и
достаточно глубоким, и разно-
сторонним. Нам замечательно
преподавали в Строгановском
институте историю искусств и
декоративное видение. Скуль-