Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 89

Русская история
4
2013
87
У скульптуры особая миссия
сюжетных линий, но все долж-
ны работать на одну, главную
линию. Таким был монумент
«В борьбе против фашизма мы
были вместе» на Поклонной
горе, запечатлевший драма-
тичный момент установки со-
ветского флага над Рейхстагом
в 1945 году. Идея его создания
родилась после событий 2009 го-
да в Кутаиси. Там монумент
Славы был разрушен по указа-
нию грузинских властей.
Совсем другого рода слож-
ности возникли при создании
мемориала в израильском го-
роде Нетании в честь победы
над фашизмом. Он состоит из
двух частей, символизирую-
щих переход от тьмы к свету
через победу Красной армии.
У израильтян не приняты
скульптурные
изображения.
Они используют символы, и
особую роль в этой культуре
играет текст. Пройдя через тя-
готы войны, они вышли к свету.
Я попытался этот путь изобра-
зить как текст. Сначала человек
попадает в чёрный лабиринт,
идущий зигзагом, куда загля-
дывает луч солнца. Бетонный
коридор – путь ужаса, олице-
творяющий Вторую мировую
войну и холокост. Вторая часть
композиции представляет со-
бой два белых крыла высотой
14 метров, символизирующих
победу, надежду и радость.
Корр.: Вам принадлежат па-
мятники Александру III в Ново-
сибирске, Патриарху Гермогену
и Петру Столыпину в Москве.
Какой Вы считаете самой боль-
шой своей творческой удачей?
С. А. Щербаков:
Трудный
вопрос. Каждый памятник для
меня неповторим: пока его де-
лаешь, отдаешь ему всё, что зна-
ешь и умеешь. И обогащаешься
сам. Было, например, очень
интересно работать над памят-
ником Александру III. Транс-
сибирская железная дорога,
мост через Обь были созданы
по воле императора, и всё это
фрагменты созидания России.
Надо было понять, как отраз-
ить величие царя-созидателя в
его фигуре.
Из моей мастерской вышло
более десятка исторических
памятников. Разные эпохи на-
ходят выражение в различных
скульптурных формах. Были
бетонные памятники совет-
ской эпохи, потом разруха де-
вяностых годов, десять лет на-
зад наступил другой период,
очень плодотворный для меня,
поскольку возникли обще-
ственный интерес к истории и
стремление отразить её в пла-
стических образах.
Корр.: Живопись сохранила
облики известных исторических
деятелей в психологических, а
нередко и в житейских деталях,
позволяющих воссоздать их
черты, их среду... В чём отличие
Памятник императору Александру III
в Новосибирске
Памятник П. А. Столыпину в Москве
и особая сила пластических об-
разов?
С. А. Щербаков:
Люди не
живут в искусственной или
фантастической среде, они жи-
вут в городах, в которых авто-
мобили, площади, здания, над
нами небо, под ногами асфальт,
а перед глазами у нас – памят-
ники. Есть такая пластическая
форма, которая существует ты-
сячелетия и визуально воздей-
ствует на нас каждый день. Их
ставили в дохристианскую эпо-
ху и называли идолами. Извест-
ны скифские воины, каменные
бабы. Этот жанр работает и се-
годня. Люди видят монументы
В. В. Маяковскому или Юрию
Долгорукому не просто как
памятники историческим лич-
ностям, а некоей эпохе, пово-
роту событий. Кому в России
ставить памятники? Очевидно,
что не Микки-Маусу или бра-
1...,79,80,81,82,83,84,85,86,87,88 90,91,92,93,94,95,96,97,98,99,...116
Powered by FlippingBook