Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 85

духовный подвиг преподобный
Силуан Афонский. Подворья мо-
настыря были созданы тогда и за
пределами Афона: в Константи-
нополе, Салониках, Одессе иМо-
скве (Афонская часовня первона-
чально, в 1873 году, была устроена
при Богоявленском монастыре
на Никольской улице). В 1875 го-
ду в Абхазии афонскими на-
сельниками был основан Ново-
АфонскийСимоно-Кананитский
монастырь, а позднее на Кавка-
зе – ещё три менее известных мо-
настыря.
К числу русских скитов на
Афоне относились также Ильин-
ский скит, преобразованный в
1759 году из древнейкельипрепо-
добнымПаисиемипринадлежав-
ший Ватопедскому монастырю, и
Андреевский скит, который был
освящён в 1849 году и принадле-
жал монастырю Пантократора.
Этискитыпосвоимразмерам, бо-
гатству и количеству иноков пре-
восходилитогдамногиеосновные
монастыри Афона. Кроме того,
более 30 русских обителей были
приписаны в качестве келий к
другим греческим и славянским
монастырям. Некоторые из них
насчитывали по несколько десят-
ков монахов. Помимо этого те,
кто избрал не общежительный,
а пустыннический образ жизни,
жили в 183 русских каливах. Все-
го же, по данным 1903 года, из
всех 7432 монахов Святой горы
русских насчитывалось 3496, гре-
ков – 3276, а остальных – только
660 человек. В 1912 году в Свято-
Пантелеимоновом
монастыре,
двух больших скитах и теперь уже
82 кельях и 187 каливах прожи-
вали около пяти тысяч русских
насельников, составлявших, без
сомнения, более половины всех
жителей Афона.
При игумене Макарии рус-
ский монастырь стал одним
из главнейших монастырей
Афона, и дело было не только
в великолепном обустройстве
и масштабах обители, но и в
её духовной силе как центре
религиозно-просветительской
и издательской деятельности,
влиявшей на весь русский мир,
а также в притяжении к оби-
тели огромного числа палом-
ников, ведь в начале XX ве-
ка Афон ежегодно посещали
около 30 тысяч россиян. В мо-
настыре была собрана библио-
тека из многих тысяч томов,
среди них – огромное число
рукописей славянского и гре-
ческого происхождения, там
сохранялись и множились пра-
вославные святыни. Дошло до
того, что греческие монастыри
стали тогда избирать в игуме-
ны насельников из русской
обители в силу их духовного
авторитета.
Казалось бы, вот он расцвет,
но история готовила Святой
горе и особенно русским ино-
кам новые испытания.
Литература
1. Православное книжное обозрение.
Февраль 2012.
В очерке использованы фотографии
автора.
Ильинский скит.
Конец XIX века
Андреевский скит
. Конец XIX века
Часовня на месте явления Божией Матери 3 сентября 1903 года.
Свято-Пантелеимонов монастырь
Русская история
4
2013
83
1...,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84 86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,...116
Powered by FlippingBook