собственные силы. Но даже в
XV веке на Афон пробирались
русские паломники и монахи,
черпавшие из опыта Святой
горы бесценные уроки истинно-
го монашества. В начале века до-
вольно долгое время там провёл
архимандрит Печерского Воз-
несенского монастыря в Ниж-
нем Новгороде Досифей, оста-
вивший в своих трудах «Устав»
и «Чин» описание жизни свято-
горцев. Позднее там побывали
иеродиакон Троице-Сергиевой
лавры Зосима, тверской игу-
мен Савва, старец Митрофан
Бывальцев, игумен угрешский
Иона и преподобный Нил Сор-
ский (1433–1508), заложивший
основы русской монашеской
школы по исихастскому афон-
скому образцу. В своих послани-
ях, «Завещании» и богословских
трудах, в том числе «Уставе о
скитской жизни» и «Соборнике
житий греческих святых», Нил
Сорский сформулировал посту-
латы и духовные основы стро-
гой монашеской жизни, обратив
особое внимание на примеры из
житий афонских святых. Чуть
позднее эти же принципы про-
поведовал на Руси монах Вато-
педского монастыря Максим
Грек (1470–1566), проживший на
своей второй родине 38 лет.
После освобождения Руси
от монгольского ига покро-
вительство её правителей над
Свято-Пантелеимоновым мо-
настырём стало постепенно на-
бирать силу. Уже под 1497 годом
в русских летописях зафиксиро-
ван приезд к Иоанну III Васи-
льевичу игумена Паисия и трёх
старцев из Пантелеимонова
монастыря, которые отбыли на
Афон с щедрыми милостями.
В 1509 году трое других афон-
ских старцев посетили велико-
го князя Василия Иоанновича,
который даровал русской оби-
тели не только милостыню, но и
грамоту с обещанием «дозирать
монастырь и помогать мило-
стыней, как в предыдущие вре-
мена». Несколько раз посланцы
монастыря посещали и Ивана
Грозного, помогавшего обите-
ли. По их данным, в 1561 го-
ду обитель насчитывала более
190 человек «всей братии», что
свидетельствовало о масштабах
монастырской жизни. Но уже
через 13 лет монастырь оказался
совсем опустошённым. Соглас-
но преданию, из-за возникшей
вражды греки «извели» тогда
всех русских.
В последующем монастырь
то вновь набирал силу, то прихо-
дил в запустение. Русскиецари, в
том числе первые Романовы, не
жаловали его своим вниманием.
При Петре I поступление ино-
ков на Афон из России полно-
стью прекратилось. Дело дошло
до того, что, по свидетельству
Василия Барского, в 1725 го-
ду в обители оставались толь-
ко четыре насельника – «два от
руссов, два от болгаров, игумен
болгарин». В 1744 году Барский
не нашёл в Руссике уже ни одно-
го русского инока. По его сведе-
ниям, в 1735 году запустением
Хрисовул императора Алексея III
Комнина из библиотеки монастыря
Дионисиат (Афон)
Договор о взаимопомощи между
Рильским монастырём Болгарской
Церкви и русским монастырём святого
Пантелеимона на горе Афон.
1466 год
План монастыря Эсфигмен, составленный русским паломником
В. Г. Григоровичем-Барским.
1744 год
Русская история
4
2013
79