Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 72

Наше наследие
Русская история
4
2013
70
документов, отвечала на пись-
ма. Сюда вели три дубовые
двери: левая – в Переднюю,
называемую Кабинетцем; сред-
няя – в Большой зал; правая –
в Библиотеку и на лестницу на
первый этаж. К Большому залу
примыкали два кабинета.
Отделка Агатовых ком-
нат имеет богатую историю и
предысторию. Ещё в XVI ве-
ке на Урале были откры-
ты месторождения твёрдых
цветных камней, но спосо-
бы их обработки были тогда
неизвестны.
Использовани-
ем «цветных каменьев» для
дворцовых интерьеров заин-
тересовался Пётр I, однако
первая гранильная фабрика
цветных камней открылась
в Петергофе только 1752 го-
ду. К этому времени увлечение
минералогией уже охватило
российскую
аристократию.
В 1765 году по указу Екате-
рины II на Урал отправилась
экспедиция во главе с Я. Дан-
ненбергом, открывшая новые
месторождения яшмы, агатов,
сердоликов и других самоцве-
тов. К началу 1780-х годов на
русских гранильных фабриках
была разработана технология,
позволявшая использовать их
во внутреннем убранстве.
Весной 1783 года Ч. Ка-
мерон получил указание им-
ператрицы подготовить про-
ект отделки комнат второго
этажа Холодной бани яшмой
и предложил ей рисунки двух
кабинетов. Стены покрыва-
лись известняковыми плита-
ми, облицованными цветной
уральской и алтайской яшмой.
Её обработка достигла совер-
шенства, хотя шлифовка и по-
лировка, призванные выявить
яркость красок и сочность то-
нов, представляли немалую
трудность. До стеклянного
блеска следовало вручную до-
вести около двухсот квадрат-
ных метров стен, наличников
и карнизов. Облицовка выпол-
нялась пластинами уразовской
яшмы тёмно-красного цвета с
вкраплением белого кварцита.
В XVIII веке её называли «мяс-
ным агатом», отчего интерьеры
и получили название Агатовых
комнат.
Стены были оформлены в
технике русской мозаики раз-
личными видами яшм и ис-
кусственным мрамором, укра-
шены живописью, скульптурой.
В работе участвовали русские и
иностранные мастера. Лепные
работы выполнял О. Мельни-
ков, яшмовые облицовки –
И.
Балакшин,
скульптур-
ные работы – Ж.-Д. Рашетт и
К. Гофферт, облицовки из ис-
кусственного мрамора – ма-
стер де Падри, живопись –
И. Рудольф. Великолепные
наборные паркеты был сдела-
ны по рисункам архитекторов
Ю. М. Фельтена и Ч. Камерона.
В годы Великой Отечествен-
ной войны немецкие оккупанты
не пощадили этот великолеп-
ный памятник. Были поврежде-
ны яшмовая облицовка, искус-
Панорама Большого зала
Снятие паркета в Большом зале
1...,62,63,64,65,66,67,68,69,70,71 73,74,75,76,77,78,79,80,81,82,...116
Powered by FlippingBook