Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 75

Русская история
4
2013
73
Потолок Агатового кабинета
нии утрат применялась яшма с
тех же месторождений, камень
тщательно подбирался по цвету,
рисунку, фактуре.
Декор поверх яшмы состав-
ляли золочёные «через огонь»
бронзовые тяги и литые ор-
наментальные рельефы. Его
демонтировали, чтобы в ма-
стерской расчистить от загряз-
нений, вручную деревянной
киянкой выправить, тониро-
вать. Удивительной оказалась
стойкость позолоты XVIII века:
отмытые изделия засверкали
первоначальным блеском. Ре-
шением Реставрационного со-
вета утраченные металлические
элементы были воссозданы
по сохранившимся аналогам в
современной технике: вместо
исторического огневого золо-
чения применили гальваниче-
ское. После этого весь бронзо-
вый декор занял прежнее ме-
сто.
Особенного внимания по-
требовали лепной золочёный
декор и живописные клейма
на сводах, а также уникальный
наборный паркет. Лепнину и
фоновые участки укрепили,
удалили стойкие поверхност-
ные загрязнения и закраски; на
отдельных фрагментах потре-
бовались новая позолота или
тонировка старой под цвет со-
седних участков.
В плафоны Агатовых ком-
нат вмонтировано восемьдесят
пять живописных вставок, вы-
полненных маслом. Их осно-
ва – тряпичная бумага «верже»
ручного отлива – отстала от
перекрытий и деформирова-
лась, грозя обрушением хруп-
ких композиций. Грунт, а кое-
где и красочный слой местами
разложились. Авторская живо-
пись участками находилась под
разновременными
поздними
записями. Для восстановления
оригиналов бумажный лист ду-
блировали на слой японской
бумаги. Живописную поверх-
ность очищали от загрязнений,
выравнивали покрывной лак,
1...,65,66,67,68,69,70,71,72,73,74 76,77,78,79,80,81,82,83,84,85,...116
Powered by FlippingBook