знана годом рождения русского
монашества. В этом году в одном
из актов Великой лавры среди
прочих зафиксирована подпись
настоятеля русского монастыря:
«Герасим монах, милостию Бо-
жией пресвитер и игумен оби-
тели Роса, свидетельствуя, соб-
ственноручно подписал».
Точных данных, где рас-
полагался этот монастырь, нет,
но под 1030 годом в святогор-
ских документах упоминается
обитель Пресвятой Богороди-
цы Ксилургу (Древодела, или
Плотника – по имени, вероят-
но, какого-то монаха-мастера).
Месторасположение
хорошо
известно – оно сохранилось
до сегодняшних дней. Собор-
ная церковь этого скита во имя
Успения Богоматери – древ-
нейший сохранившийся в мире
русский храм, датируемый на-
чалом XI века. Именно в нём
зажглась первая русская лампа-
да на Афоне, и именно отсюда
было перенесено благословение
Святой горы на землю Русскую.
Есть косвенные данные, что
развитию этой обители помогал
в древние времена сам Ярослав
Мудрый. По-видимому, Анто-
ний Печерский, посещавший
несколько афонских монасты-
рей, надолго останавливался
также и в Ксилургу. Существует
версия, что преподобный при-
нял постриг не в монастыре
Эсфигмен, а именно в обители
Ксилургу от игумена Герасима,
который и благословил Анто-
ния вернуться на Русь с миссией
распространения монашества.
Постепенно число братии
в Ксилургу, жившей по обще-
жительному уставу, росло, и в
1169 году по просьбе игумена
Лаврентия
священноначалие
Святой горы передало в его веде-
ние заброшенный к тому време-
ни монастырь Фессалоникийца.
Согласно акту собора Святой
горы, эта обитель была закрепле-
на за русским братством навсегда
как «имевшая некогда первен-
ство между второстепенными
монастырями Святой горы как
по обширности, так и по блеску».
В документе она названа древ-
ней, что, по утверждению епи-
скопа Порфирия (Успенского),
даёт основание отнести её осно-
вание к VII веку. Расположив-
шаяся высоко в горах, она ста-
ла именоваться Нагорный, или
Старый Руссик. Впоследствии за
ней закрепилось название «мо-
Афонский скит в честь Успения Богородицы (Ксилургу)
настырь Святого великомучени-
ка Пантелеимона россов». И её
связь с Русью в период до мон-
гольского нашествия постоянно
крепла, о чём свидетельствуют и
паломнические путешествия, и
устные сказания, и письменные
источники.
Афон наряду с Константи-
нополем и Иерусалимом стано-
вился центром притяжения рус-
ского православия: достаточно
упомянуть, что уже к середине
XIII века при избрании еписко-
пов в некоторых русских епар-
хиях предпочтение отдавалось
тем, кто прошёл «испытание»
Святой горой. Тогда около горо-
да Владимира существовал даже
так называемый Святогорский
монастырь, получивший своё
название от афонской обители.
Как справедливо отмечал ду-
ховник Свято-Пантелеимонова
монастыря иеромонах Макарий
(Макиенко) в статье «Русская
лампада на Святой горе», «факт
развития именно в этот период
представления о земле Русской
как об особом уделе Божией
Матери, пользующемся особым
Её покровительством и мило-
стью, невзирая на разные неис-
правности и непорядки, свиде-
Русские на Афоне
Русская история
4
2013
77