Россия и мир
Тема
русского
присутствия
на Афоне просто неисчерпае-
ма. Поэтому придётся кратко
коснуться лишь основных её
вех. Начиналось всё с препо-
добного Антония Печерского
(983–1073), который отправил-
ся на Святую гору и обосновал-
ся первоначально в монастыре
Эсфигмен. Согласно «Житиям
святых» Дмитрия Ростовско-
го, Антоний «сподобился ино-
ческого образа», преуспел «в
покорности и послушании» и,
пробыв на месте своего постри-
жения немалое время, достиг
Русские
на Афоне
С. Н. Дмитриев,
кандидат исторических наук,
заслуженный деятель культуры РФ
Икона преподобного Антония
Печерского
«больших степеней совершен-
ства, сам сделался наставником
в монашескойжизни для многих
братий. Тогда игумен, призвав
его к себе, сказал: «Антоний!
Иди обратно в Русскую землю –
пусть и там живущие через тебя
преуспевают и утверждаются в
вере христианской; да будет с
тобою благословение Святой
горы!». Приняв это благосло-
вение как за исходящее из уст
Божиих, преподобный Антоний
отправился на землю Русскую и,
придя в град Киев, основал здесь
Печерский монастырь, который
положил начало всему русскому
монашеству». Своим ученикам
Антоний говорил: «Это Бог вас,
братия, собрал, и вы здесь по
благословению Святой горы, по
которому меня постриг игумен
её, а я вас постриг – да будет
благословение на вас, первое от
Бога, а второе от Святой горы».
Нет сомнений, что русские
появились на Афоне ещё рань-
ше – в IX веке, но первое до-
кументальное свидетельство о
наличии на Святой горе рус-
ского монастыря относится к
1016 году – дате, которая при-
Общий вид Свято-Пантелеимонова монастыря со стороны моря