соотечественников, движимых
желанием исполнить Еван-
гельский завет Господа нашего,
оставляли свои дома и близких,
становясь насельниками рус-
ского Пантелеимонова мона-
стыря, Андреевского и Ильин-
ского скитов, других монасты-
рей, скитов и келий на Афоне.
Со всех концов нашей Родины
посылались в афонские мона-
стыри богатые вклады и дары,
которые по сей день украшают
монастырские храмы».
Выдающийся
церковный
учёный Алексей Афанасьевич
Дмитриевский (1856–1929) с
1887 по 1910 год восемь раз посе-
щал Афон и оставил после себя
капитальный труд «Русские на
Афоне. Очерк жизни и деятель-
ности игумена русского Панте-
леимоновского монастыря свя-
щенноархимандрита Макария»,
в котором дал подробное описа-
ние присутствия русских на Свя-
той горе в то время. Всего Рус-
ский Афон объединял в начале
XXвека значительное количество
обителей, первой из которых яв-
лялась Свято-Пантелеимонова,
входившая в большую афонскую
«двадцатку». В ней неустанно
служили Господу более 1800 ино-
ков в 25 храмах и параклисах (ча-
совнях). В пределах территории и
под управлением Пантелеимоно-
ва монастыря находились также
скиты – Кромица с восемью хра-
мами, Новая Фиваида с храмом
во имя Всех Святых Афонских,
скит Богородицы и продолжав-
ший действовать Старый Рус-
сик, в котором уже свершал свой
Монахи и рабочие на пристани. Святая гора Афон.
Начало XX века
Многое можно сказать о
тесных исторических связях
Руси и Афона. Как к источнику
обильной благодати прибега-
ли чада нашей Церкви к Свя-
той горе, чтобы обновить свои
силы, взять за образец иноче-
ские правила и уставы, полу-
чить назидательный духовный
пример для благочестивой жиз-
ни… История сохранила имена
целого сонма известных русских
подвижников, получивших бо-
гатый опыт духовной жизни в
афонских монастырях, а потом
продолживших своё служение в
Отечестве. Многие прославлен-
ные монастыри и монашеские
традиции на Руси возникли и
развивались по образу и приме-
ру святогорского монашества.
Преподобный Сергий Обнор-
ский, ученик и сподвижник
основателя Троице-Сергиевой
лавры преподобного Сергия Ра-
донежского, преподобный Ар-
сений Коневский, основавший
обитель на одном из островов
Ладожскогоозера, преподобный
Нил Сорский, создавший шко-
лу монахов-нестяжателей, пре-
подобный Паисий Величков-
ский, вдохновитель всемирно
известного русского старчества,
и многие другие начинали путь
иноческого жития под руковод-
ством опытных наставников-
святогорцев.
Народы Руси не только чер-
пали со Святой горы духовные
блага, но и вкладывали всё са-
мое ценное и лучшее в эту все-
православную сокровищницу
благочестия. Множество наших
Афона в июне 2013 года такими
словами подвёл итог многове-
ковых связей России и Афона:
«Святая гора как место высо-
кого духовного подвига её на-
сельников всегда была особой
желанной целью паломниче-
ства для православных мужей
всего мира. Свидетельством ис-
кренней любви нашего народа к
святыням Афона служат чудот-
ворные образы Пресвятой Бо-
городицы, просиявшие на этих
берегах и глубоко почитаемые
по всей Руси. Во многих храмах
и монастырях с благоговением
хранятся списки с чудотворных
икон «Иверская», «Скоропос-
лушница», «Троеручица», «До-
стойно есть», «Акафистная», и
чада Русской Церкви в минуты
радости или горя возносят перед
ними свои молитвы.
Иеромонах Аарон (в центре)
с двумя монахами.
Начало XX века.
Фотографическая мастерская Свято-
Пантелеимонова монастыря
Россия и мир