Русская история
4
2013
61
Ферапонтов монастырь
Так продолжалось до при-
звания Мартиниана. Родом из
небольшой вологодской деревни
Березники, преподобный при-
нял постриг в том же Кирилло-
Белозерском монастыре, откуда
вышел Ферапонт. Путь начал
учеником Кирилла, у него же
прошёл суровую монастырскую
выучку. Работал во многих мона-
стырских службах, особое вни-
мание уделял переписке книг.
После кончины Кирилла ушёл
безмолвствовать на озеро Воже.
Сделавшись по просьбе ино-
ков настоятелем Ферапонтова
монастыря, Мартиниан в ко-
роткое время сумел превратить
небольшую обитель в крупный
духовный центр. Монастырь
стал верным союзником мо-
сковских князей как в борьбе за
московский престол в середине
XV века, так и в хозяйственном
освоении края. Именно Мар-
тиниан благословил Василия II
Тёмного продолжать борьбу с
Дмитрием Шемякой. Извест-
ный составитель житий святых
Пахомий Логофет, посетивший
монастырь между 1461 и 1462 го-
дами, писал, что он был «зело
красен, много имущее братии
работающих».
Последующим своим рас-
цветом монастырь немало обя-
зан архиепископу Ростовско-
му Иоасафу. Потомок Рюрика,
близкий родственник Ивана III,
князь Иван Никитич Оболен-
ский постригся здесь в монахи
с именем Иоасаф после смер-
ти молодой жены в 1437 году.
В 1480 году по преставлении
Мартиниана был избран игу-
меном, а год спустя стал главой
одной из самых древних и по-
чётных на Руси епархий – Ро-
стовской.
В 1488 году он оставил ка-
федру и вернулся в Ферапонтов
монастырь. Здесь сформирова-
лась целая плеяда просветите-
лей, книжников, философов.
Игумен Филофей стал первым
Вологодским владыкой. Новго-
родский архиепископ Геннадий,
ведя ожесточённуюборьбу с ере-
тиками, находил в далёком се-
верном монастыре единомыш-
В девятнадцати километрах к
северо-востоку от города Кирил-
лова Вологодской области на-
ходится уникальный памятник
древнерусской культуры–Фера-
понтов монастырь. Всемирную
известность он приобрёл благо-
даря сохранившимся в соборе
Рождества Богородицыфрескам,
выполненным выдающимся жи-
вописцем Дионисием.
Монастырская
колониза-
ция Русского Севера совпала с
особым этапом развития рус-
ской духовности. Своеобразное
преломление идей исихазма,
стремление к «пустынному без-
молвию» и «тихой молитве»
направили людей, глубоко пре-
данных вере, на хозяйственное
освоение необжитого края, его
духовное, нравственное, оборо-
нительное укрепление.
В 1397 году монахи москов-
ского Симонова монастыря Ки-
рилл и Ферапонт, вдохновлён-
ные проповедями Сергия Радо-
нежского, покинули Москву и
двинулись на север. После дол-
гих странствий они останови-
лись на берегуСиверского озера,
где Кирилл основал нынешний
Кирилло-Белозерский Успен-
ский монастырь. Ферапонт же,
движимый «непрестанным же-
ланием идти безмолвствовать
на особое место», через год от-
правился дальше. На пологом
холме между Бородаевским и
Спасским озёрами он нашёл
место «пространное и гладкое»
для обители во имя Рождества
Богородицы. Житие датирует
это событие 1398 годом.
Вскоре к нему стали прихо-
дить иноки, для них построили
кельи и церковь, была у них и
«общая трапеза по уставу мона-
стырскому». Ферапонт прожил
десять лет в монастыре, пока
не был отозван князем Андре-
ем Дмитриевичем Можайским
для основания новой обители.
Оставшаяся братия насчитыва-
ла едва ли более двадцати чело-
век и вела весьма скромное су-
ществование.
Святитель Николай Мирликйский.
Роспись собора Рождества Богородицы.
Дионисий. 1502 год