центов, то есть сделать их не-
выгодными. Одновременно был
открыт немного больший про-
стор для создания акционерных
обществ в надежде, что деньги
потекут со вкладов на биржу и
тем самым в производство.
Особое значение придава-
лось железнодорожному строи-
тельству, но уже не казённому,
как в николаевские времена,
а частному. В начале 1857 года
было объявлено о создании при
активном участии европейских
банкиров знаменитого Главного
общества российских железных
дорог, которому предстояло бы-
стро построить четыре тысячи
верст железнодорожных путей,
соединив Петербург, Варшаву,
балтийский порт Либаву (ныне
Лиепая), Нижний Новгород и
Феодосию. Стремясь поощрить
инвестиции в затратное строи-
тельство магистралей, прави-
тельство гарантировало за счёт
бюджета пятипроцентный доход
по ценным бумагам Общества.
Как грибы после дождя по-
являлись и другие акционерные
компании. В стране началась
настоящая биржевая лихорадка.
Акций и облигаций не хватало
на всех желающих, котировки
резко росли в ожидании неве-
роятных прибылей, из казённых
кредитных учреждений было
изъято около полутораста мил-
лионов рублей.
Результаты такого раздува-
ния биржевого «пузыря» оказа-
лись предсказуемо печальными.
Вместо того чтобы обеспечить
приток иностранных инвести-
ций, он вызвал дополнительный
отток капиталов из страны. Ев-
ропейцы покупать русские цен-
ные бумаги не спешили, и та их
часть, которую планировалось
разместить в Европе, в основ-
ном перекочевала на русскую
биржу. Между тем не спешили
строиться и железные дороги
(«вдруг» выяснилось, что дело
это в наших условиях чрезвы-
чайно затратное и коррупцион-
ное, а прибыль на нём можно
получить в основном за счёт во-
ровства и эксплуатации госбюд-
жета). В 1859 году бумаги Глав-
ного общества рухнули, вызвав
биржевую панику и острейший
финансовый кризис. Налич-
ность в казённых банках к тому
времени истощилась, курс рубля
упал, и правительство оказалось
перед реальной перспективой,
как бы сейчас сказали, дефолта.
Столь стремительную смену
декораций, переход от радужных
ожиданий к паническим настро-
ениям, от избытка ликвидности к
её нехватке переживали, и не раз,
многие страны. Специфика Рос-
сии заключалась разве что в ско-
рости произошедшего и в том,
что кризис был вызван неуме-
лыми действиями самого прави-
тельства. Таким образом, первые
несколько лет перехода страны к
жизни «по-европейски» закон-
чились довольно обескуражи-
вающе. Главной причиной было
отсутствие условий для есте-
ственного развития рынка: соот-
ветствующего законодательства,
эффективных судов, финансовой
инфраструктуры, культуры пред-
принимательства.Представления
о том, как работает экономика,
отсутствовали не только у обы-
вателей, но и у многих высших
сановников империи. Профес-
сиональная экспертиза и оценка
рисков находились в зачаточном
состоянии, имногоеприходилось
делать методом проб и ошибок.
Фиаско с акционерным
учредительством конца 1850-х
годов и спровоцированный им
банковский кризис затормозили
развитие страны. Во-первых, в
решающий момент подготовки
реформ, отмены крепостного
права оказалось, что казна пу-
ста. В итоге и крестьян, и по-
мещиков правительство вынуж-
дено было предоставить самим
себе. Первые получили землю,
но оказались на много лет зака-
балены непомерными долгами
за неё. Вторые разом лишились
всякого кредита. Именно поэ-
тому реформа вызвала понача-
лу не подъём, а спад аграрного
производства и завязала мно-
жество узлов, распутывать ко-
торые пришлось уже во времена
П. А. Столыпина.
Во-вторых, во многом из-за
финансовых трудностей так и
не была проведена коренная на-
Общество взаимного кредита
в Саратове.
Вторая половина XIX века
Переполох на бирже.
Г. Бролин
г.
Рисунок
Экономика Великих реформ