Календарь памятных дат
Русская история
4
2013
46
путём продвинулись вёрст на
30 вперёд к цели путешествия и
на ночь поезд остановился, т. к.
в темноте не решаются двигать-
ся! Чем не времена Лермонтова
и Толстого!».
Зимой 1917–1918 годов се-
мья Лансере жила у Хизроевых.
В альбомчике для зарисовок
Лансере написал: «Первая зима
1917/18 в Шуре была довольно
плодотворна, несмотря на тре-
вожное положение в городе и
думы о политике. Написал на-
тюрморт, подаренный нашему
хозяину инж. Хизроеву… напи-
сал самые удачные этюды с даге-
станцев “Шубы”и“Дровосеки”,
портрет отца Хизроева, сестры
его, много рисунков с его гостей
и родни». Среди гостей, кото-
рых рисовал художник, были
видные представители местной
группы социалистов (А. А. Тахо-
Годи, Джелал-эд-Дин Коркма-
сов, Махач-Магомед Али Даха-
даев), областной комиссар Ба-
сиат Шаханов, партизаны.
Обстановка часто накаля-
лась. В январе 1918 года, когда
к Темир-Хан-Шуре подходи-
ли отряды националиста На-
жмутдина Гоцинского, худож-
ник перевёз жену и детей в
село Нижнее Казанище, но сам
вернулся в город: «…пришли
4 родственников с винтовками,
обвешанные патронами – для
защиты. Кстати, здесь, в доме
есть и ручной пулемёт, и запасы
патронов».
Художника
интересовали
самые разнообразные типы: ка-
заки, офицеры и солдаты («Кор-
нет Измаил Акчурин»), простой
люд («Девочка-нищенка»), ку-
мыки («Бала. Девочка-кумычка
с яблоками»), горские евреи.
Очень
выразителен
портрет
Ольги Пурцеладзе – дочери ге-
нерала Георгия Михайловича
Пурцеладзе и жены его адъютан-
та капитана Ладо Ахвледиани,
расстрелянных
большевиками
в Батуми в 1922 году (хранится в
музее И. И. Бродского в Санкт-
Петербурге).
Художник отдал дань анима-
листике, жанру пейзажа, в том
числе городского. В статье «Не-
сколько слов о моей жизни на
Кавказе» (журнал «Творчество»,
1936 год) Лансере вспоминал:
«…новизна и захватывающее
богатство чисто живописных
и этнографических тем вокруг
сделали то, что главнейшей
моей художественной работой
стали этюды с натуры… каран-
даш в моей руке стал вытеснять-
ся кистью».
1–2 мая 1918 года в городе
установилась советская власть,
и семья Лансере переехала в дом
Адама Григорьевича Беловецко-
го, дальше от центра. Обшир-
ный сад с прудом и высокими
деревьями напомнил художнику
счастливую жизнь в своей кур-
ской усадьбе. Созданные здесь
темперные пейзажи обладают
особенной радостной тональ-
ностью: «Под ореховым дере-
вом», «Май в саду. Темир-Хан-
Шура», «Цветущая яблоня».
Кэтомуже времениотносятсяне
характерные для «мирискусни-
ков» натюрморты, написанные
маслом на холсте или фанере.
Дагестанскую атмосферу пре-
красно передают «Натюрморт
с полотенцем Хаджи-Мурата»
(Дагестанский музей изобрази-
тельных искусств), «Кавказский
натюрморт» (Музей изобрази-
тельных искусств Республики
Татарстан в Казани). Поражает
сочностью красок натюрморт с
ягодами и фруктами из Нацио-
нальной картинной галереи Ар-
мении в Ереване. «Натюрморт с
селёдками» (Дальневосточный
художественный музей в Хаба-
ровске) написан уже в первой
половине 1919 года и подписан,
в отличие от других, арабской
вязью.
Большой интерес представ-
ляют исторические компози-
ции. Так, со слов участников
переговоров (главным образом
Махача Дахадаева), он тушью
изобразил «Сдачу селения Гим-
ры представителям Советской
власти в июле 1918 г.». Рисунок
был литографирован и опубли-
кован в одном из номеров жур-
нала «Танг-Чолпан» («Утренняя
звезда»). Для народных листов
художник создал автолитогра-
фии с портретами Шамиля и
Хаджи-Мурата. Для планиро-
вавшегося в 1918 году «Альбома
по истории Дагестана» написал
«Реконструкцию дворца шамха-
ла в Кафыр-Кумухе».
Лансере уже планирова-
ли возвращаться в Петроград,
но в сентябре 1918 года совет-
ская власть пала. По приказу
нового правителя Темир-Хан-
Шуры Нух-Бека Тарковского
был схвачен и расстрелян Ма-
хач Дахадаев. Евгений Лансере,
один из немногих, не испугался
пойти на его похороны. 24 октя-
бря Темир-Хан-Шуру заняли
турецкие войска, весьма помо-
гшие установлению Горской
республики, а 16 декабря было
сформировано коалиционное
правительство, поддержанное
Военной миссией союзных
держав. Лансере запечатлел её
представителя подполковника
Роуландсона, прибывшего с ан-
глийскими войсками.
Шамиль с мюридами.
1918 год.
Частное собрание