получил организационную са-
мостоятельность и стал центром
по выработке проектов новых
уставов. В Департаменте народ-
ного просвещения прежнее
распределение дел по учебным
округам было заменено более
рациональным – по частям (ин-
спекторской,
распорядитель-
ной, судебной и т. д.) и разрядам
(дела по личному составу, по
высшим учебным заведениям,
по средним учебным заведе-
ниям и т. д.). Новые правила
делопроизводства сводили к
минимуму механическую пере-
писку. Все эти меры позволили
сократить количество чиновни-
ков департамента со 101 до 39.
Управленческий процесс стал
оперативнее и рациональнее,
а сокращение личного состава
центрального управления по-
зволило значительно увеличить
содержание оставшимся чинов-
никам (13, с. 99–117).
В апреле 1862 года вышел
ряд распоряжений о расшире-
нии власти попечителей учеб-
ных округов. Им было предо-
ставлено право решать 36 раз-
рядов дел, прежде входивших в
компетенцию министра. Одно-
временно принимались меры
против их злоупотреблений. Как
сообщал из Одессы вступивший
в должность А. А. Арцимович,
власть попечителя учебного
округа представлялась «деспо-
тичною в пределах учебного
округа… попечительский совет
не функционировал; попечите-
ли действовали от своего лица
без установленных совещаний,
стараясь проникнуть во все ме-
лочные отправления админи-
страции округа» (7, л. 72 об.).
Предстояло
изменить
управление университетами,
где «невозможно единоличное
действие попечителя. Необ-
ходимо, чтобы коллегия про-
фессоров была привлечена к
участию в управлении в весь-
ма значительной степени» (11,
с. 511–512). Много лет спустя
в частном письме Головнин
так представил работу Учёного
комитета над проектом устава:
«Когда мы составляли устав
1863 г., мы составили просто
перечень сортов, категорий
дел, вопросов, которые явля-
ются и составляют жизнь уни-
верситетов, и потом рассорти-
ровали между разными состав-
ными частями университета…
и распределили дела так, чтоб
каждое учреждение (министр,
попечитель, совет, факультет и
т. д.) получило те, которые луч-
ше, правильнее может решить»
(2, л. 13 об.). Таким образом,
расширение прав универси-
тетских советов шло в общем
русле передачи полномочий
от центрального управления к
местным учреждениям.
Великий князь Константин Николаевич.
Литография
учебного дела… мёртвою рукою
легла на наше воспитательное
дело и обратила его в механи-
ческое отправление служебной
обязанности» (5, с. 567).
Одной из приоритетных за-
дач для Головнина стала пере-
стройка центрального управ-
ления к большей гибкости и
эффективности. В течение по-
лутора лет претерпели измене-
ния все структурные части ми-
нистерства, отношения между
ними. Главное правление учи-
лищ было упразднено и замене-
ноСоветомминистра народного
просвещения по образцу других
министерств. Учёный комитет
Квартира министра, переданная Шестой Санкт-Петербургской гимназии.
Открытка XIX века
Русская история
4
2013
56