Выработка новых уставов
учебных учреждений проис-
ходила по уже отработанной в
Морском министерстве схеме:
гласное обсуждение проекта
среди заинтересованных лиц
и приглашение специалистов-
экспертов для совместной ра-
боты с чиновниками министер-
ства. Прежние проекты Голов-
нин счёл негодными, так как
они «были составлены разными
комитетами под влиянием раз-
личных обстоятельств, а потому,
естественно, не имеют между
собой органической связи». Их
передали на обсуждение универ-
ситетским советам, педагогиче-
ским советам гимназий и всем
заинтересованным компетент-
ным лицам «с тем, чтобы мне-
ния о сих проектах подавались
каждым лицом совершенно сво-
бодно без всякого стеснения»
(12, стлб. 457, 459). Министер-
ство опубликовало двухтомник
замечаний на проект универси-
тетского устава и шеститомник
замечаний на проекты уставов
средних и низших учебных за-
ведений. Они были направле-
ны на рассмотрение известных
педагогов Германии, Франции,
Бельгии и Англии. Их отзывы
составили отдельный том – «За-
мечания иностранных педагогов
на проекты учебных заведений
Министерства народного про-
свещения».
В середине лета 1862 года
началась работа над составле-
нием нового проекта универ-
ситетского устава. В качестве
специалистов-экспертов
ми-
нистр распорядился пригласить
университетских профессоров,
которым передали по одному
или несколько разделов для сво-
да полученных министерством
замечаний. Существо их вместе
с собственными предложениями
каждый докладывал на очеред-
ном заседании Учёного коми-
тета. После обсуждения при-
нималась новая редакция соот-
ветствующего раздела. К началу
декабря работа была завершена.
18 июня 1863 года были вы-
сочайше утверждены новое
«Учреждение МНП» и Устав
университетов, а 24 июня по-
ложение «О расширении прав
и власти президента Академии
наук и попечителей учебных
округов». В Государственном
совете предложенные преобра-
зования прошли с самыми не-
значительными изменениями.
Система новых мер позво-
ляла центральному руководству
получать объективную инфор-
мацию о положении на местах.
На страницах официального
«Журнала МНП» впервые по-
явились извлечения из отчётов
попечителей учебных округов,
советов университетов, Ака-
демии наук, других научных
учреждений и учебных заведе-
ний. «Никогда начальники на-
ших учебных заведений и уча-
щие не были деятельнее, вни-
мательнее и осторожнее, как в
это время, когда опасались, что
каждый их шаг будет распубли-
кован, каждая ошибка подме-
чена и напечатана и что высшее
начальство вовсе не намерено
скрывать их ошибки», – вспо-
минал впоследствии Головнин
(3, с. 216–217).
Поддержку и развитие по-
лучила инициатива Киевско-
го университета Святого Вла-
димира организовать съезды
Александр Васильевич Головнин.
Литография
Просветитель в ранге министра
Русская история
4
2013
57
Современный вид здания гимназии