Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 39

Русская история
4
2013
37
городов, а у нас – деревня, хотя Киевская Русь была
городской цивилизацией, но мы ее потеряли.
Мы приняли христианство не по западному ва-
рианту, а по восточному. Общеевропейским языком
культурных людей была латынь. Мы взяли христи-
анство на болгарском языке (ныне – церковносла-
вянский), то есть византийско-греческий вариант
в его провинциальном виде. Ни латынь, ни грече-
ский язык мы не взяли. И все-таки с Западом нас
объединяет именно христианство. Я убежден, что
у России в её современном состоянии надлома и
усталости после этого страшного века нет выбора.
Мы должны войти в большую семью христианских
народов, даже если они этого не хотят. Игры в вос-
точничество пора заканчивать, надо брать курс на
интеграцию в евроатлантический мир. Несмотря
на то, что они нас не хотят, не понимают, хотя и
изучают, нередко презирают и обманывают.
Корр.: Поможет ли формулировка национальной
идеи преодолеть кризис в России и, наоборот, пре-
одоление кризиса – это движение к национальному
проекту?
Ю. С. Пивоваров:
Я думаю, что нельзя много-
образие русской культуры свести к одной идее. Это
будет опять что-то тоталитарное, а это очень опас-
но. Что такое национальная идея? Попытки само-
идентификации, кто мы. Известны формулы графа
С. С. Уварова: «самодержавие, православие, народ-
ность» или Филофея: «Москва – третий мир, а чет-
вертому не бывать», или коммунистическая идея.
Политическая науку говорит: в истории есть
два способа самоидентификации и легитимиза-
ции власти – сакральная или демократическая.
ВXXвеке былипопыткиидеократическойлегитими-
зации. Все мы помним выражение «Учение Маркса
верно, поэтому оно всесильно». Россия сегодня – де-
мократическая страна. Наша русская национальная
идея сегодня – конституция, которая есть «библия»
гражданского общества. Попытка вместо нее вы-
брать идею, опять загонит нас в тупик.
Корр.: Прокомментируйте, пожалуйста, Ваше
высказывание: «Русская мысль начинается как ста-
новление русского гражданского общества»
Ю. С. Пивоваров:
Я стою на сугубо идеалисти-
ческих позициях и утверждаю, что русская лите-
ратура – это не только беллетристика, а основной
способ самопознания России. До Петра I была
икона, и в иконе было все: и живопись, и русское
понимание мира, красоты, философии. Тысячи
людей об этом писали. Со времён Карамзина и
Пушкина и по сей день в русскую литературу вхо-
дит и русская философия, и русская история, и
русская социология, и русская политология.
Рождение русской литературы есть становление
гражданского общества и создание альтернативной
России по отношению к царской России, к советской
идаже сегодняшней. Русская литература обладает кре-
ативным характером. Когда Н. В. Гоголь описал сво-
их коробочек и ноздрёвых, он их создал. Они, может
быть, и были, но никто не знал об их существовании.
В других странах для познания общества была социо-
логия, политология, история. А у нас они рождались
позже, чемнаЗападе, онипришлитогда, когдарусская
литература уже описала различные социальные типы.
Корр.: Ваше напутствие молодым историкам.
Ю. С. Пивоваров:
Во-первых, как говорил не-
кий исторический персонаж: «Учится, учиться и
учиться». Н. Г. Чернышевский писал, что можно
быть образованным человеком, не зная сотни наук,
но нельзя быть образованным человеком, не зная
истории. Прав и А. С. Пушкин, когда писал, что че-
ловека делает человеком «любовь к родному пепели-
щу, любовь к отеческим гробам». Необходимо учить
иностранные языки, побольше читать и изучать
историю других стран. Надо все время пытаться не-
стандартно мыслить, не ограничивать себя рамками
общепринятого. В общем, дерзать и помнить: исто-
рия есть способ самопознания человека.
Беседовала к.и.н. Л.А. Антонова
Крестьянская семья.
П. Н. Филонов. 1914 год
1...,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38 40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,...116
Powered by FlippingBook