Корр.:
Вы выдвинули свою концепцию отече-
ственной истории. На чем она основана и что но-
вого вносит в осмысление нашего прошлого?
Ю. С. Пивоваров:
Никакой новой концеп-
ции я не создавал, не создаю и никогда об этом
не думал. Может быть, самое большое, что мне
удалось сделать – это указать на возможность
некоторых новых подходов к пониманию рус-
ской истории. Вообще-то убеждён, что в гу-
манитарных науках, и в истории в том числе,
не может быть одной единой концепции при
изучении того или иного процесса. Нужен «сте-
реоскопический» взгляд, поскольку ни одна
теория не обладает универсальной объясняю-
щей силой. Каждое поколение переписывает
историю и, с моей точки зрения, это совершен-
но правильно. Некоторые вещи открываются
только со временем.
В 1993 году, после мини-гражданской войны
вМоскве 3–4 октября, был опубликован проект
новой конституции. И все исследователи исто-
рии конституционных идей в России, включая
Вашегопокорногослугу,быликрайнеудивлены,
так как по основной своей формуле она повто-
ряла положения проекта, подготовленного по
заказуВременного правительства летом1917 го-
да, а также первую российскую конституцию
1906 года. И все они основывались на проек-
те графа М. М. Сперанского, представленном
императору Александру I в 1809 году. Развитие
российской конституции шло таким образом,
что в 1993 году были воспроизведены и идеи
1809 года, и практика 1906 года, и идеи 1917 го-
да. Но до 1993 года это было неясно.
В исторической науке не действуют такие
же законы, как в физике и химии. Есть законо-
мерности, есть традиции, есть коридор возмож-
ностей, но есть воля и действия человека. Нет
никакой закономерности в победе группировки
Ленина–Троцкого в 1917 году. Просто они ока-
зались умнее, удачливее, сильнее, а их против-
ники были полностью не готовы. Говорят, что
история не имеет сослагательного наклонения, а
я утверждаю, что история только и имеет сосла-
гательное наклонение. Возможные варианты,
которые не реализовались, надо изучать, так как
они тоже формировались в ходе истории. И то,
что не победило, например, в 1917 году, может
«прорасти» в 2017 году. Надо изучать кризисные
ситуации и в других странах, чтобы учиться на
чужом опыте. Как германист я все время возвра-
щаюсь к вопросу о том, как случилось, что нем-
цы – культурный, грамотный народ проголосо-
вали на парламентских выборах за нацистов?
Конечно, в школьных и университетских
учебниках должны быть представлены общепри-
нятые современные взгляды на важнейшие исто-
рические события. В среде политической и науч-
ной элиты необходим консенсус, несмотря на все
разнообразие мнений. ЖакШирак, человек кон-
сервативных убеждений, однажды сказал: «Наше
государство родилось не во времена Жанны, а во
время Великой революции». Разумеется, фран-
цузская культура и история родились раньше, но
современное французское государство, аппарат
власти, его тип и структура берут свое начало в
эпоху революции. Именно так договорился по-
литический класс Франции, который черпает
Взгляд
на историю
Д
иректор Института научной
информации по общественным
наукам (ИНИОН) РАН, академик РАН
Ю. С. Пивоваров встретился с нашим
корреспондентом.
История сегодня
Русская история
4
2013
34