Русская история
4
2013
27
Российская история в школе
Концепция по-новому представила различные
периоды, события и процессы, в том числе разви-
тие парламентаризма в России. Другая важнейшая
веха российской и мировой истории – период
Первой мировой войны, изучение которой явля-
ется одним из приоритетов РИО.
В год 150-летия В. И. Вернадского С. Е. Нарыш-
кин напомнил о его вкладе в историографию, роли
в развитии отечественного парламентаризма. Более
чем злободневно звучат слова, произнесённые выда-
ющимся учёнымв 1920 году: «Россиябудет обязатель-
но единой, может быть, федеративной, но единой, и
новая русская интеллигенция будет ценить это един-
ство». В заключение С. Е. Нарышкин поблагодарил
всех, кто принимал участие в работе над историко-
культурным стандартом.
членами Московского союза ветеранов, на заседа-
нии Межрелигиозного совета России. Состоялись
встречи с детскими писателями, Национальной
родительской ассоциацией. Был также проведён
всероссийский открытый урок «История глазами
российских школьников». Более трёхсот педаго-
гов приняли участие во Всероссийском совеща-
нии учителей истории и обществознания.
В общей сложности поступило более тысячи
отзывов и предложений. Состоялся максимально
открытый диалог учёных-историков, педагогов,
общественности. Активное участие в освещении
дискуссии приняли СМИ.
Министр выразил искреннюю благодарность
всем, кто принял участие в разработке и обсужде-
нии концепции и стандарта.
В процессе подготовки историко-культурного
стандарта министерство обеспечило обществен-
ное обсуждение документа. Важность задачи – и
общественная, и педагогическая – требовала мак-
симальной открытости. Дискуссии шли в очном и
заочном формате, в Интернете. Проект концепции
был размещён на сайтах Российского историческо-
го общества, Российского военно-исторического
общества, Общественного совета Министерства
образования и науки, общероссийской Ассоциа-
ции учителей истории и обществознания.
Практически во всех регионах ассоциация
провела тематические круглые столы. Обще-
ственные слушания прошли на июльском Все-
российском совещании региональных министров
образования, на августовских региональных пе-
дагогических совещаниях. На площадке Всерос-
сийского педагогического собрания состоялась
видеоконференция более пятидесяти российских
регионов. Вопрос изложения истории Великой
Отечественной войны обсуждался на встрече с
Министр подчеркнул традиционное внимание,
которое уделялось культуре в российском образова-
нии и нашло отражение в новом стандарте.
Сотни отзывов пришли от учёных и препода-
вателей, которые приняли участие в обсуждении
проекта, в частности на портале История.рф. Их
интеллектуальные усилия были обобщены и полу-
чили отражение в доработанной концепции.
История России определила наш культурный
код, и важнейшая задача массового историче-
ского образования – сформировать ценност-
ные ориентиры, лежащие в основе патриотизма.
Учебники должны нести примеры высокой граж-
данственности, служения Отечеству, в них дол-
жен превалировать пафос созидания, создаваться
позитивный настрой в восприятии отечествен-
ной истории. Военно-историческое общество по
поручению Президента готовит дополнительное
учебное пособие по военной истории России.
В. Р. Мединский поблагодарил организаторов
и участников обсуждения.
Д. В. Ливанов, министр образования
и науки России
В. Р. Мединский, министр культуры
России