Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 37

Русская история
4
2013
35
свою политическую традицию и легитимность не в
Бурбонах и Валуа, а в Великой революции.
Наша политическая и научная элита должна
достичь консенсуса в вопросе о том, наследни-
ками какой России мы являемся. Наследники ли
мы СССР, т.е. родились в 1917 году? Или Россий-
ская Федерация уходит своими корнями в доре-
волюционный период? Или еще раньше? Пре-
зидент В. В. Путин, председатель Правительства
Д. А. Медведев говорят, что русская история едина,
мы праздновали 1150 лет российской государствен-
ности. Означает ли это признание того, что наше
государство – исторический, правовой, фактиче-
ский преемник и Киевской Руси и Новгородско-
Псковской, Московского царства, Петербургской
и Советской империй? Надо определиться, потому
что за этим стоит фундаментальный выбор.
Есть два основных подхода к изучению исто-
рии. В советское время мы учили историю, руко-
водствуясь формационной, марксисткой теорией.
Но есть цивилизационный подход, который был
разработан русским философом истории Н. Я. Да-
нилевским во второй половине 60-х годов XIX века,
а стал известен в науке благодаря О. Шпенглеру и
А. Тойнби. Они учили, что всемирная история – это
история не формаций, а культур и цивилизаций:
европейской, славянской китайской, индийской и
т.д. Они не синхронны, они возникают и исчезают.
Эти два подхода конкурировали. В драматичном и
кровавом XX веке они утратили свою универсаль-
ную способность объяснить исторический процесс.
Стало понятно, что история – это, в первуюочередь,
не история государств, экономик, войн, а история
человека. На повестке дня – персоналистский под-
ход, в центре внимания которого – судьба человека.
Разумеется, это не означает, что всё следует свести к
истории повседневности.
Карл Ясперс, великий немецкий философ-
экзистенциалист говорил, что «тайна истории»
скрыта от нас. Последнего знания мы не полу-
чим, есть вещи, которые непонятны, необъясни-
мы. Например, мы не можем до конца объяснить
русскую революцию 1917 года. Возможности науки
ограничены. Это только один из способов самопо-
знания человека и познания общества. Есть и дру-
гие – религия, литература, живопись. Лев Толстой
написал роман «Война и мир». Это миф об эпохе
и войне 1812 года, но на нём построена вся рус-
ская культура, и мы открываем для себя 1812 год
Композиция. Корабли.
П. Н. Филонов. 1913–1915 годы
Взгляд на историю
1...,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36 38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,...116
Powered by FlippingBook