1
Конкурс
«Агнянски» и «Волошьски» автор понимал со
ответственно южные области Ютландского по
луострова, где проживали англы, и Священную
Римскую империю (Фомин В.В. Русские лето
писи и варяжский вопрос.- Липецк,
2005.
С.
118).
Таким образом, перед нами предстаёт
широкий ареал проживания варягов. Здесь же
они названы соседями ляхов (поляков), пруссав
и чуди на южном побережье Балтийского моря .
О варягах и Руси на южнобалтийском побе
режье говорят и западноевропейские источники
(Откуда есть пошла Русская земля. Века
VI-X.
Кн.
2
1
Сост., предисл., комм. А. Г. Кузьмина.
-
М.,
1986.
С.
179).
Помимо римеко-католической церкви на
Балтийском Поморье, как отмечал Аполлон
Григорьевич Кузьмин, достаточно широко была
представлена ирландская церковь, ориенти
ровавшаяся на традиции раннехристианских
общин, что сближало её более с Востоком, чем
с Римом. В западной средневековой литературе
представителей этой церкви называли «грека
ми». Ирландские миссионеры привнесли хрис
тианство в Западную и Центральную Европу,
проповедавали они и среди балтийских сла
вян. По мере усиления нажима со стороны
католической церкви, они стремились опереть
ся на славянские общины. Исследователь от
мечает некоторые черты ирландской церковной
традиции в русском христианстве.
А.Г. Кузьмин приходит к следующему инте
ресному для нас выводу: «Таким образом,
собственно варяги, мигрировавшие на равнины
Восточной Европы в
IX-X
веках и проникавшие
далее (и позднее) в Византию, не имели отно
шения к Скандинавии. Да и латинское влияние
вряд ли на них особенно распространялось:
ведь они покидали родные места, уходя как
раз от наступления германских феодалов ка
толической церкви» (Кузьмин А.Г. Начало Руси:
Тайны рождения русского народа.- М., 200З.
с.
230- 231).
На Русь варяги могли привносить традиции
ирландской церкви, что сближало их с
Византией. Вероятно, эти варяги-христиане спо
собствовали и крещению княгини Ольги, они
же воспретивились миссии магдебургского ар-
144
1
Русская история
11- 2 12008
хиепископа Адальберта, совершившего по при
глашению Ольги в
961 - 962
гг. поездку на Русь.
Концепция южно-балтийской родины варя
гов строится также на основе реконструкции
древних и устойчивых связей Северо-Западной
Руси (территория ильменеких еловен и криви
чей) с западнославянским Балтийским Помо
рьем. Действительно, Балтийский регион с ран
него средневековья характеризуется наличием
широких экономических и культурных связе й,
которые превратили Балтийское море
«...
из
моря, разделяющего страны, во " внутреннее "
море с культурно-исторической точки зрения»
(Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов
11
История Русского летописания. Т.
1.
Кн.
2. -
СПб.,
2002.
С.
8).
Скандинавия же вступает в
балтийскую торговлю с восточнославянскими
землями лишь с конца Х в., о чём, помимо
находок кладов, относящихся к данному сто
летию, свидетельствуют и саги , не знающие
русских князей ранее Владимира Святославича
(980-1
О
15)
(Откуда есть пошла Русская земля.
с.
582-588).
Не должно вызывать сомнений, что варяги
христиане первоначально не представляли
римскую церковь. Ситуация меняется в конце
Xll
в., когда термины « варяг» и «латин» стано
вятся синонимами . Связано это, прежде все го ,
с эволюцией самого термина « варяг» , который
постепенно отрывается от своей этнической
основы и приобретает более общее звучание .
На рубеже
XI-XII
столетий в Скандинавии рас
пространяется христианство католического тол
ка. Позднее , в
Xlll
в., имя «варяг» сменится пол
ностью тождественным ему понятием «немцы»
(Фомин В. В. Комментарии
11
Гедеонов С.А .
Варяги и Русь. В 2-х ч.
-
М.,
2004.
С.
543).
К
этому времени родина варягов
-
Балтийское
Поморье будет в религиозном плане уже пол
ностью подчинено римеко-католической церкви.
Таким образом, очевидно, многие баряги
яблялись христианами, хотя далеко не все из
них были крещены по каноническому гречес
кому образцу. Некоторые варяги исповедовали
арианство, характерное для варварских племен
Европы. Дискуссии по поводу правильнести
вероисповедания отразились в «Слове о Законе