1
Конкурс
вых одеяний он также склонил к соглашению
неодолимый и безбожный народ росов, за
ключил с ними мирные договоры , убедил
приобщиться к спасительному крещению и
уговорил принять рукоположенного патриар
хом Игнатием архиепископа
...»
Далее излага
ется легенда о чуде с несгораемым Евангелием
и последовавшее вслед за этим крещение
росо в.
Хроника Продолжателя Феофана- аноним
ное сочинение , которое было создано, веро
ятно, около
950
г. в окружении императора
до официальной христианизации Руси князем
Владимиром в
988
г., отмеченной в ПВЛ . Ин
тересно, что крещение Руси в
988
г . прошло
совсем незаметно для Византии. На настоящий
день не известно ни одного греческого источ
ника упоминающего об этом, казалось бы ,
важном для греков событии .
А о крещении Руси ранее
988
г. ничего не
говорится в нашей летописи , однако , есть
указания на то, что уже при князе Игоре при
сутствовало много варягов-христиан , прино
сивших клятву при договоре
944
г . в церкви
святого Ильи в Киеве.
Крещение росов, по
сведениям патриарха
Фотия, произошло вслед
за крещением болгар ,
которое состоялось в
865
г. « Послание» да
тируется
867
г., значит ,
крещение росов про
исходило между этими
двумя событиями. К то
му же Фотий говорит о
христианизации не части
населения , а всего на
рода рос.
Константина Багряно
родного. Сообщение о
крещении росов со
держится в пятой книге
хроники, которая в не
котором роде пред
ставляет собой само
стоятельный памятник
«Жизнеописание импе
ратора Василия » .
Это
сочинение до послед
него времени припи
сывалось перу самого
Константина
Vll
Багря
народного, создавшего
своеобразное светское
« житие » , в центре ко
торого стоит героизи
рованный образ его
деда - основателя Ма
кедонской династии.
Само « Жизнеописа -
Княжна Ольга. Крещение
С.А. Кириллов
Однако у нас нет ос
нований полностью
доверять сообщениям
Фотия. Показать успех
константинопольской
церкви в деле крещения
варварских народов
ние
...»
датируется вре-
менем после
943-950
гг., т. е. оно было создано
после других книг хроники (Древняя Русь в све
те зарубежных источников
1
Под ред. Б. А. Мель
никовой- М . ,
2000.
С.
l 03-l 04).
Второй этап
христианизации росов при императоре Васи
лии
1
и патриархе Игнатии, отмеченный в
хронике Продолжателя Феофана, историки
относят ко времени около
874
года (Там же.
с.
l
04).
Таким образом , мы определили, что визан
тийские памятники свидетельствуют о том, что
росы были крещены фактически за сто лет
142
1
Русская история
11- 2 12008
было по внешнеполи -
тическим соображениям очень важно. Скорее
всего, это сообщение основано на реальных
фактах крещения некоторых росов. Возможно,
что часть их крестилась по арианскому образцу,
как многие европейские варвары. Крещение
Руси при Владимире также вполне могло иметь
некоторую арианскую окраску, с которой позже
приходилось бороться греческим священно
служителям на Руси. И первый русский митро
полит Иларион направляет свое «Слово о Законе
и Благодати » против арианского , упрощенного
понимания сущности христианства.