1
Конкурс
считает, что государь - это человек, издающий
различные распоряжения (указы).
Воевода видит «nриказ» государя преимущес
твенно в двух видах: указ и жалованье. Дети
боярские и казаки также признают среди основ
ных видов капитала « nриказ» такие , как указ и
жалованье, но только после службы.
Иными словами, для воеводы капитал «nри
каз» реализуется государем в указах и жалова
нье , а рядовые служащие главной формой
« nриказа» считают службу как подчинение
государю. Сын боярский или казак расчленяет
« nриказ» , прежде всего, на следующие виды в
иной последовательности : служба, указ и жа
лованье.
Таким образом, Государь для служилых людей
- это собственник ясака, собираемого и распро
страняемого в его государстве в целом или в
слободах и городах в частности, за поставку
которого отвечают воеводы - его главные зави
симые люди ; приказная деятельность государя
выражается в организации службы на него. В
узком смысле, Государь
-
это ясак и служба.
Высшие же слои служилой общности видят
главный капитал государя в возможности « nри
казывать» посредством издания различных рас
поряжений - указов, велений . Право собствен
ности государя
-
это право распоряжения в
равной степени ясаком и казной, пашнями и
городами и простыми служилыми людьми. По
мнению высших слоев, Государь - это человек,
издающий различные распоряжения, касающи
еся преимущественно вопросов сбора и распро
странения ясака и казны, которые решаются в
рамках его пашенных земель и городов с помо
щью служилых людей - наиболее зависимых от
государя лиц. В узком смысле , Государь- это
Указ и Ясак- казна.
Случайно ли наличие вышеуказанных осо
бенностей представлений различных слоев слу
жилой общности в отношении социального
агента - государя? Для ответа нам необходимо
обратиться к практической деятельности разных
слоев служилой общности.
Низшие слои. Во- первых, они находились в
постоянном взаимодействии с инородцами, а
главным вопросом из взаимодействия являлся
ясак, который должны были выплачивать корен-
1
34 1
Русская история
11- 2 12008
ные народы, а служилые люди -собирать. В
случае нежелания иноземцев платить ясак слу
жилые люди воевали с ними . Во-вторых, сбор
ясака и войны с иноземцами выдвигали необ
ходимость служилых людей ездить по различным
территориям, поскольку коренные народы жили
на отдалении от русских городов. Постоянное
передвижение по обширным территориям
Сибири способствовало тому, чтобы признавать
за своим государем все эти территории , а всё
государство
-
как государеву вотчину, ибо в
противном случае они передвигались бы по
территориям как налетчики и нелегалы. Чтобы
осуществлять быстрые поездки в командировки,
они должны были находиться в слободах и
городах как местах пересылки и форпостов для
быстрого продвижения к инородцам. В-третьих,
координаторами практической деятельности
выступают воеводы - посредники между госу
дарем и ними . Именно воеводы доводили до
сведения рядового служилого населения раз
личные распоряжения царя, при этом нередко
конкретизируя их в зависимости от нередко
непредвиденных сибирских обстоятельств.
В-четвертых, вся эта деятельность служилых
людей осуществлялась на благо государя, назы
ваясь службой и подразумевала различные
активные физические действия .
Высшие слои. Во-первых, будучи посредником
между государем и местным сибирским (в том
числе и служилым) населением, должны были
получать различные указы по обустройству си
бирских территорий. Во-вторых, воевода должен
был отвечать не только за доставку ясака, но
следить за сбором и распределением других
видов материальных благ, имевших для государя
и сибирских административных центров не мень
шее значение (скажем, обеспечение хлебом
населения или оружием - служилого человека).
В-третьих, особое значение приобретали в таком
случае пашенные земли- как источник поступ
ления в царскую казну продовольствия, и города
-
места, откуда легче всего руководить всей
подчиненной территорией .
Главной же опорой в проведении царских
распоряжений -как военного, так и мирного
плана - являлись служилые люди, исполнявшие
всю черновую и опасную работу.