Журнал "Русская история". №1-2 2008 г. - page 142

1
Конкурс
Начало Руси: Разыскания о начале Руси. Вместо
введения в русскую историю.- М.,
2002.
С.
17-22,66-73,328-341,369-383).
Причерно­
морские росы входили в сферу влияния визан­
тийской церкви, и уже во второй половине
IX
в. (при патриархе Фотии) у них утверждается
епархия константинопольского подчинения
(Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения
русского народа.- М.,
2003.
С.
253, 260).
Первоначальный же ареал деятельности
варягов- это, прежде всего, Северо-Западная
Русь. В Киеве они появляются с приходом туда
Аскольда и Дира (по другим версиям- в со­
ставе войск Олега). А уже при Игоре в Киеве
действует Ильинская церковь, принадлежав­
шая варягам-христианам.
В традиционном норманизме варяги- это
любые скандинавские народы, а русы- непос­
редственно шведы. Отсюда выводится заклю­
чение, что варяги-христиане являлись католи­
ками, и им отводится главенствующая роль в
деле христианизации Руси. С.М. Соловьев
считал, что скандинавы выступали главными
посредниками при введении христианства на
Руси (Соловьев С.М. История России с древ­
нейших времён. Кн.
1.
Т.
1-2.-
М.,
1993.
С.
251 ).
Е.Е. Голубинский полагал, что Владимира крес­
тили «домашние» христиане, а ими были не
кто иные, как варяги из Скандинавии (Голу­
бинский Е.Е. История русской церкви. Т.
1.
Ч.
1.-
М.,
1901.
С.
157).
Часть современных нор­
манистов продолжает ставить знак равенства
между «варягами» и «nатинами». Однако ка­
толическая версия христианизации Руси не
подтверждается источниками (Рамм Б.Я. Пап­
ство и Русь в
x-xv
вв.- м., л.,
1959.
с.
23-55).
В самой Скандинавии христианство начинает
распространяться в конце
Xl -
начале
Xll
сто­
летий (Грот Л. Мифические и реальные шведы
на севере России: взгляд из шведской истории
11
Сборник Русского исторического общества.
Том
8 /1 56/.-
М.,
2003.
С.
180).
Необходимо снова обратиться к ПВЛ. В
рассказе об убийстве варяга-христианина и
его сына прямо указано, что он пришёл «из
Грек», т. е. из Византии. На месте их гибели
впоследствии князем Владимиром была воз-
140
1
Русская история
11-2 12008
ведена Десятинная церковь. Вполне можно
предположить, что прибывший из Византии
варяг в своё время принял крещение по ви­
зантийскому образцу, сомнительно, чтобы
православная церковь такого значения возво­
дилась на месте гибели латинянина.
Таким образом, считаем, что бизантийские
абторь1
V/1/-/X
бб. «росами» именобали именно
западнослабянские племена.
Итак, о крещении росов сообщают многие
византийские памятники письменности. В час­
тности, о нашествии «росов» и последующем
крещении их предводителя сообщает «Житие
Георгия Амастридского»: «Было нашествие
варваров-росов, народа, как все знают, жесто­
кого и дикого, не носящего в себе никаких
следов человеколюбия». Этот народ двинулся
от озера Пропонтиды и достиг «отечества свя ­
того», т.е. Амастриды на южном берегу Чёрного
моря, разорив всё побережье. «Храмы ниспро­
вергаются, святыни оскверняются: на месте их
нечестивые алтари, беззаконные возлияния и
жертвы, то древнее таврическое избиение
иностранцев, у них сохраняющее силу. Убий­
ство девиц, мужей и жён
...»
(Васильевский В.Г.
Труды. Т.
3.-
Петроград,
191 5.
С.
63-64).
В данном случае под Пропонтидой подра­
зумевается Азовское море (Древняя Русь в
свете зарубежных источников
1
Под ред.
Б. А. Мельниковой.- М.,
2000.
С.
90-91).
Далее в «Житии» повествуется о чуде у
гробницы святого Георгия, когда предводитель
язычников росов, поражённый чудесным зна­
мением, прекращает насилия, чинимые его
воинами, и склоняется к христианской вере
(Васильевский В.Г., С.
67-68).
Издатель и исследователь текста «Жития
Георгия Амастридского», выдающийся отечест­
венный византолог Василий Григорьевич
Васильевекий пришёл к выводу, что автором
памятника был известный византийский писа­
тель Игнатий, впоследствии ставший Никейским
митрополитом. В «Житии» нет ни одного упо­
минания об иконах
-
предмете, которого в
религиозном произведении можно избежать
лишь намеренно. Это позволило В.Г. Ва-
1...,132,133,134,135,136,137,138,139,140,141 143,144,145,146,147,148,149,150,151,152,...164
Powered by FlippingBook