Журнал "Русская история". №1-2 2008 г. - page 140

1
Конкурс
простым русским людям, а к элите тогдашнего
общества: князьям, боярам, духовенству. И
опять кажется странным, что знатной христи­
анской верхушке общества надо было разъяс­
нять суть православной веры. В своем обра­
щении Иларион более всего останавливается
на божественной природе Христа. В то же
время митрополит постоянно подчеркивает и
человеческий элемент сущности Христа. При­
ведем несколько примеров: «Вполне человек
-от плоти человеческой
...
Но вполне Бог- по
Божественному, это не просто человек, явив­
шиеся на земле
Божеское и чело-
веческое»; «Как че­
ловек, Материнское
тело принял
... »;
«Как человек о
Лазаре прослезил­
ся, и, как Бог, вос­
кресил его из мер­
твых
...»
и др. (Слово
о Законе и Благодати
митрополита Ила­
риона
11
Повести
Древней Руси. Ред.
О. В. Творогов.
-
СПб.,
2001.
С.
21, 22)
И еще несколько
неожиданных мо­
ментов «Слова о
Законе и Благода­
ти». Богородица
названа здесь по имени- Мария, что не харак­
терно для памятников русской православной
литературы. Митрополит слишком уважительно
для духовного лица относится к русским кня­
зьям-язычникам Игорю и Святославу: «Похва­
лим же и мы, по силе нашей
...
нашего учителя
и наставника великого кагана нашей земли
Владимира, внука старого Игоря, славного
Святослава. Те в лета своего владычества му­
жеством и храбростью прославились
...
Ибо
не в худой земле владычествовали, но в Рус­
ской». (Там же. С.
31)
Также неясно, почему языческая Русь про­
славляется митрополитом. Нельзя не обратить
внимания на то, что все народы, исповедующие
138
1
Русская история
11 - 2 12008
христианство, названы православными.
Видимо, четкого разделения христианства на
различные направления еще не существовало.
Все христиане понимались как исповедующие
истинную веру.
Названные выше особенности текста «Слова
о Законе и Благодати» наводят на мысль о том,
что оно было написано в период перехода
Руси от арианского понимания христианства,
столь характерного для многих европейских
«варварских королевств», к каноническому
греческому православию. Именно в арианском
представлении
Христос не имел
божественной при­
роды, а являлся
человеком. Троица
именовалось в
арианстве подобо­
сущей, а не едино­
сущей, как в пра­
вославии. С этим
мнением и поле­
мизировал Илари­
он. Арианство, ви­
димо, пришло на
Русь еще при пер­
вых князьях. И, ко­
нечно, эти князья не
могли быть швед­
ского происхожде­
ния, так как ари-
анство бытовало
среди народов Центральной и Западной
Европы. Проникнуть на Русь оно могло только
через их западных соседей
-
тоже славян.
Скандинавия еще довольно долгое время
оставалась полностью языческим регионом.
Перейдем теперь к греческим источникам.
Византийские авторы народ, беспокоивший
границы империи с севера, называли «роса­
ми», если быть точнее -«народ рос». Целый
ряд греческих источников позволяет говорить
о более ранних случаях христианизации росов.
Росы, по нашему мнению,- западнославян­
ские племена. Однако вопрос об этнической
принадлежности народа рос вызывает много
споров. Рядом историков было высказано
1...,130,131,132,133,134,135,136,137,138,139 141,142,143,144,145,146,147,148,149,150,...164
Powered by FlippingBook