сильевекому датировать памятник, а соответст
венно и упоминания в нём нашествия росов
на Амастриду, периодом иконоборческой де
ятельности Игнатия, т. е. временем до
842
г.
(Васильевский В.Г., С.
14-67).
Ещё об одном крупном нашествии росов
на побережье Чёрного моря, в частности, на
прибрежную полосу Крыма,
говорится в другом визан
тийском памятнике- «Житие
Стефана Сурожского». Это
житие имеется также и в
русском списке
XV
в. Рус
ский вариант сочинения
отличается лишь некоторы
ми деталями. «Житие
Стефана Сурожского» при
надлежит перу неизвестного
византийского автора конца
Х в. По мнению В. Г. Ва
сильевского, описываемые
события, именуемые в ис
точнике «О прихождении
рати к Сурожу князя Брав
лина из Великого Новагра
да», могли происходить в
конце
Vlll-
начале
IX
вв. (Ва
сильевский В. Г., С.
95-96).
«Житие Стефана Су
рожского» сообщает сле
дующее: «По смерти святого
мало лет мину, прииде рать
великая русская из Нова
города, князь Бравлин, си
лен зело». Он захватил всю
прибрежную полосу Крыма
между Корсунем (Хер
сонесом) и Керчью и взял
приступам Судак (Сурож).
Дальше говорится о попытке
Бравлина разграбить гроб-
ницу святого Стефана Сурожского в церкви
святой Софии. Однако его постигает внезапная
болезнь:
«...
обратилось лицо его назад, и,
лежа, он источал пену». Князь росов не только
был вынужден вернуть всё награбленное и
отпустить пленников, но и вместе со своими
1
Варяги-христиане в Древней Руси
воинами принял крещение из рук архиепис
копа Филарета. Произошло чудесное исцеле
ние Бравлина, и росы возвратились.
Если в вышеприведенных источниках гово
рится лишь об эпизодических случаях креще
ния предводителей «росов» и их дружинников,
то «Окружное послание восточным патриархам»
-актовый материал, состав
ленный патриархом Фотием
(низложен в
86 7
году), не
посредственным свидете
лем и участником событий,
сообщает о массовой хри
стианизации росов. Точная
дата создания документа не
установлена, он датируется
866-867
гг. В «Послании»,
разосланном всем восточ
ным патриархам, Фотий
сообщает:
«...
этот народ
...
ставший для многих пред
метом многократных толков
и всех оставляющий позади
в жестокости и кровожад
ности
...
однако ныне и они
переменили языческую и
безбожную веру, в которой
пребывали прежде, на чи
стую и неподдельную ре
лигию христиан».
О паходе росов на Кон
стантинополь в
860
г. и их
последующем крещении
пишет в своём труде «Жиз
неописания византийских
царей» анонимный Про
должатель Феофана: «Вско
ре от росов пришло по
сольство в Константинополь
и просило крестить их, что
и произошло» (Продолжа
тель Феофана: Жизнеописания Византийских
царей
1
Под ред. Я.Н. Любарского.- СПб,
1992.
С.
84).
Продолжатель Феофана сообщает также
ещё об одном крещении росов, произошедшем
при императоре Василии
1
и патриархе Игнатии:
«Щедрыми раздачами золота, серебра, шелка-
Русская история
11-21 2008 1
14 1