Журнал "Русская история". №1-2 2008 г. - page 143

сильевекому датировать памятник, а соответст­
венно и упоминания в нём нашествия росов
на Амастриду, периодом иконоборческой де­
ятельности Игнатия, т. е. временем до
842
г.
(Васильевский В.Г., С.
14-67).
Ещё об одном крупном нашествии росов
на побережье Чёрного моря, в частности, на
прибрежную полосу Крыма,
говорится в другом визан­
тийском памятнике- «Житие
Стефана Сурожского». Это
житие имеется также и в
русском списке
XV
в. Рус­
ский вариант сочинения
отличается лишь некоторы­
ми деталями. «Житие
Стефана Сурожского» при­
надлежит перу неизвестного
византийского автора конца
Х в. По мнению В. Г. Ва­
сильевского, описываемые
события, именуемые в ис­
точнике «О прихождении
рати к Сурожу князя Брав­
лина из Великого Новагра­
да», могли происходить в
конце
Vlll-
начале
IX
вв. (Ва­
сильевский В. Г., С.
95-96).
«Житие Стефана Су­
рожского» сообщает сле­
дующее: «По смерти святого
мало лет мину, прииде рать
великая русская из Нова­
города, князь Бравлин, си­
лен зело». Он захватил всю
прибрежную полосу Крыма
между Корсунем (Хер­
сонесом) и Керчью и взял
приступам Судак (Сурож).
Дальше говорится о попытке
Бравлина разграбить гроб-
ницу святого Стефана Сурожского в церкви
святой Софии. Однако его постигает внезапная
болезнь:
«...
обратилось лицо его назад, и,
лежа, он источал пену». Князь росов не только
был вынужден вернуть всё награбленное и
отпустить пленников, но и вместе со своими
1
Варяги-христиане в Древней Руси
воинами принял крещение из рук архиепис­
копа Филарета. Произошло чудесное исцеле­
ние Бравлина, и росы возвратились.
Если в вышеприведенных источниках гово­
рится лишь об эпизодических случаях креще­
ния предводителей «росов» и их дружинников,
то «Окружное послание восточным патриархам»
-актовый материал, состав­
ленный патриархом Фотием
(низложен в
86 7
году), не­
посредственным свидете­
лем и участником событий,
сообщает о массовой хри­
стианизации росов. Точная
дата создания документа не
установлена, он датируется
866-867
гг. В «Послании»,
разосланном всем восточ­
ным патриархам, Фотий
сообщает:
«...
этот народ
...
ставший для многих пред­
метом многократных толков
и всех оставляющий позади
в жестокости и кровожад­
ности
...
однако ныне и они
переменили языческую и
безбожную веру, в которой
пребывали прежде, на чи­
стую и неподдельную ре­
лигию христиан».
О паходе росов на Кон­
стантинополь в
860
г. и их
последующем крещении
пишет в своём труде «Жиз­
неописания византийских
царей» анонимный Про­
должатель Феофана: «Вско­
ре от росов пришло по­
сольство в Константинополь
и просило крестить их, что
и произошло» (Продолжа­
тель Феофана: Жизнеописания Византийских
царей
1
Под ред. Я.Н. Любарского.- СПб,
1992.
С.
84).
Продолжатель Феофана сообщает также
ещё об одном крещении росов, произошедшем
при императоре Василии
1
и патриархе Игнатии:
«Щедрыми раздачами золота, серебра, шелка-
Русская история
11-21 2008 1
14 1
1...,133,134,135,136,137,138,139,140,141,142 144,145,146,147,148,149,150,151,152,153,...164
Powered by FlippingBook