В исследовании мы будем использовать
различные дошедшие до нас сведения, содер
жащиеся, прежде всего, в русских и греческих
источниках. Ранее историки, особенно сторон
ники так называемой норманнской теории,
мало обращали внимания на тот факт, что
пербь1е христиане на Руси были именно баря
гами. Попытаемся разобраться в этом вопросе.
Начнем с русских источников. ПВЛ под
945
г. сообщает о многочисленных варягах
христианах в войске князя Игоря: «Хресте
анскую Русь водиша роте в церкви святого
Ильи, яже есть над Ручаем, конец Пасынче
беседы и Козаре: се босборная церкви, мнозие
бо беша барязи хресте
яне» (Полное собрание
русских летописей
/ПСРЛ/. Том
1.
Столбец
47).
Здесь церковь святого
Ильи названа «соборной»,
т.е. она являлась главной
среди других христианс
ких храмов в Киеве. (Ра
пов О. М. Русская церковь
в
IX -
первой трети
Xll
в.
Принятие христианства.
-
м.,
1998.
с.
132.)
Под
983
г. читаем рас
сказ об убийстве двух ва
рягов-христиан
-
отца и
сына. «Варяг той пришел
из Грек, держаше веру
хрестеяньску, и бе у него
сын красен лицеем и ду
шею
... »
Эта статья пере-
кликается со статьей под
945
г., где говорится
о многих варягах-христианах, клявшихся в цер
кви святого Ильи. Помимо всего прочего, убитый
христианин-варяг с сыном проживали в Киеве,
где имели свой двор, указано даже точное место:
«...
идеже есть святая Богородица, юже сдела
Володимер» (ПСРЛ. Том
1.
Столбцы
82-83).
Эти
сведения интересны для нас прежде всего тем,
что позволяют утверждать о наличии в Киеве
достаточно многочисленной христианской об
щины задолго до официального крещения.
Более того, ПВЛ прямо подчёркивает, что среди
1
Варяги-христиане в Древней Руси
христиан было большое количество варягов. Не
должно вызывать сомнений, что они сыграли
важную роль в распространении христианства
на Руси.
Обратим также внимание на сообщение
ПВЛ под
1024
г. Князь Ярослав активно борол
ся в это время с проявлениями язычества в
Суздале, подавив очередное выступление вол
хвов. Ярослав, вернувшись в Новгород, посы
лает за варяжским князем Якуном, который и
приезжает с варягами. По некоторым летопи
сям, Якун был слеп (ПСРЛ. Том
23.
С.
36).
Но
все летописи сходятся в том, что выглядел Я кун
очень богато. Теперь заметим следующее. Во-
первых, активная анти
языческая позиция Ярос
лава, известного своими
связями с варягами и
Новгородом, кажется не
понятной. Приглашение
языческого князя для ре
шения внутренних про
блем- странный шаг. Во
обще христианин Ярослав
постоянно приглашает ва
рягов на Русь, на это не
льзя не обратить внима
ние. Во-вторых, само имя
варяжского князя
-
Якун
-
христианское. Обра
тимся также к замеча
тельному памятнику ли
тературы Древней Руси
-
«Слову о Законе и Благо-
дати», написанному мит
рополитом Иларионом в период между
1037
и
1050
гг. Как обратили внимание исследова
тели, этот памятник имеет явный политический
аспект (Приселков М. Д. Очерки по церковно
политической истории Киевской Руси
X-XII
вв.
-
СПб.,
2003.
С.
58-61 ).
Однако нам он инте
ресен с религиозной точки зрения.
Митрополит Иларион в своем произведении
пытается доходчиво разъяснить читателям сущ
ность христианской веры. Считается, что «Слово
о Законе и Благодати» было впервые произне
сено в
1049
г., и обращался митрополит не к
Русская история
11-2 12008 1
1
З
7