В социальном пространстве Сибири, согласно
обобщенным Представлениям служилой общнос
ти
XVII -
начала
XVIII
вв., наиболее значимой
социальной переоной является государь (царь)
(74,9%),
все остальные социальные агенты зани
мают достаточно скромное место и располагаются
в следующей последовательности, исходя из
процентнога веса каждого: служилые люди
(11,3%),
воеводы
(9,7%),
и, наконец, крестьяне
упоминаются меньше всего
(4,1 %).
Иными сло
вами, в сознании служилой общности государь
упоминается наиболее часто, несколько реже
встречается упоминание служилых людей, еще
меньше - воевод и крестьян. Хотя в реальности,
в социальной структуре сибирского русского
общества крестьяне были наиболее многочис
ленной категорией . В этом и состоит субьектив
ное отражение социальной структуры в созна
нии служилой общности.
В обобщенных Представлениях служилой
общности
XVII -
начала
XVIII
вв. (см. табл.1)
социальный агент «государь» имеет два главных
капитала: собственность
- 50 ,6%
и приказ
-
49,4%.
Любопытно совпадение их процентнога
веса почти на одном уровне. Нередко государь
встречается с эпитетом « великий » , который нами
не подсчитывается в отдельный капитал. Разве
может любой из государей не быть великим?
Ответ очевиден: конечно же, само слово «госу
дарь - царь» есть обозначение человека, далеко
превосходящего по своему уровню и значению
обычного рядового гражданина.
Как видим, один из главных капиталов госу
даря - это собственность. Слово «собственнос
ть» в самом широком смысле обозначает « nраво
владения, признаваемое обществом». Опираясь
на источники, мы смело можем констатировать
факт распространения права собственности
государя на движимое (деньги, товары, средства
производства, и т . д.,
22,3%)
и недвижимое
(земля, сооружения,
14,6%)
имущество, а также
на людей (министериалитет,
11 ,6%).
/ПРИМЕЧАНИЕ:
Министериалитет - отношения односторонней
зависимости одного человека с совокупностью
определенных прав по отношению к другому
лицу, имеющего только обязанности. Несмотря
на то, что это слово германского происхождения,
оно вполне точно характеризует отношения
1
Люди служилые, государевы
между государем и народом в позднесредневе
ковой России
(XVI-XVII
вв . ).
Применительно к персоне государя
-
царя
чаще всего в источниках встречаются случаи
употребления его тесной связи с движимым
имуществом. Среди видов движимого имущества
-ясак и казна, включающие деньги , различные
предметы и вещи . Но именно ясак имеет перво
степенное в данном случае значение
(13 ,5%).
Уже в самом начале «nрисоединения» Сибири
именно ясак вышел на первый план. В конце
1581
года Ермак и его дружина отправили вест
ников к царю с сообщением о том, что (курсив
мой) иноземцев « по их вере привели многих,
... ,
и ясак им давати и,арю государю по вся лета
бес переводу
.. .»
(Полное собрание русских
летописей . Том
36.-
М.,
1987.
С.
123).
Таким
образом, главная обязанность иноземцев в от
ношении царя даже в понимании казачьего
атамана состоит в выплате ясака.
После гибели Ермака и на второй год после
смерти князя Семена Болховского, то есть в
1585
году, пришел из Москвы в Сибирь воевода
Иван Мансуров с воинским отрядом. Воевода
приказал поставить крепость « на Оби, на стороне ,
что напротив Иртышского устья » , где и зимовал
с отрядом. Эта крепость, где Мансуров пробыл
зиму
1585/86
гг., получила название Обский
городок. Через несколько дней к строящемуся
городку пришло множество остяков , однако
огнестрельное преимущества русских оказалось
решающим. «И от того часа отступи ша от городка
и отидоша кииждо восвоясы и быша мирны, и
начата государю давати ясак и м ноги я приносити
запасы воеводе с товарищи» (Там же. С.
252).
Итак, акцент Ермака на ясаке как главном
интересе государя в Сибири закрепился, и пос
ланный воевода, подчиняя коренные народы, в
доказательство их лояльности русской власти
требует от них «давати ясаю> царю. В
1675
году
воевода Григорий Волков в отписке томскому
воеводе Данилу Барятинскому соглашается, что
« которые ясашные люди в прежних давних летех
великим государем ясак платили и после того
были в измене
...»,
не должны подвергаться нака
занию «до указу великих государей». Поскольку
ситуация была стабильная, «служилые люди
...
по
сыпаны были для государева ясашного сбору».
Русская история
ll-2 120081
12 7