Эта машина была разработана
во второй половине 1930 годов,
но военные сами толком не зна-
ли, нужен им дорогой четырёх-
моторный бомбовоз или нет.
Производство ТБ-7 то начина-
лось, то сворачивалось, то воз-
обновлялось… Так или иначе, на
лето 1941 года основным даль-
ним бомбардировщиком СССР
оставался ДБ-3Ф.
Наиболее тяжёлое положе-
ние сложилось в области штур-
мовой авиации. Ситуация на-
поминала грустный анекдот –
штурмовая авиация существова-
ла, а штурмовика как самолёта
не было. Ещё в начале 1930 го-
дов на вооружение поступил
Р-5. Хотя формально он чис-
лился разведчиком, но очень
быстро приобрёл репутацию
универсального самолёта поля
боя. Последовательно модер-
низируясь, он выпускался в не-
скольких модификациях (Р-5,
Р-5Ш, Р-5ССС и Р-Z) вплоть
до 1937 года и к тому времени
явно устарел. Первые испыта-
ния БШ-2, который впослед-
ствии стал легендарным Ил-2,
начались летом 1939 года, а се-
рийный выпуск – только весной
1941 года. На 22 июня 1941 го-
да таких машин в частях было
очень мало.
Такимобразом, практически
война застала советские ВВС
в стадии массового перевоору-
жения во всех сегментах. Хотя
новые образцы авиатехники уже
начали производиться серийно,
их удельный вес был ещё не-
значителен. Становым хребтом
авиации СССР оставались мо-
дели разработки середины, а то
и начала 1930 годов.
С началом Великой Оте-
чественной войны советская
авиация вступила в ожесточён-
ную борьбу с люфтваффе за го-
сподство в воздухе. Советским
пилотам, в большинстве своём
не имевшим боевого опыта, на
устарелых самолётах, пришлось
бороться с неприятелем, обе-
спеченным куда более совер-
шенной техникой и располага-
ющим опытом, приобретённым
в 1939–1940 годах в Западной
Европе, Скандинавии и на Бал-
канах. Неудивительно, что по-
тери советских ВВС были очень
значительны. А возможность
оперативно восполнять их были
очень ограничены.
Авиапредприятия эвакуи-
ровались, налаженные произ-
водственные цепочки рвались,
запуск производства на новом
месте требовал времени. Чет-
вёртый квартал 1941 года был
отмечен наиболее глубоким
спадом. Однако уже в начале
1942 года начался некоторый
рост, а в III квартале 1942 года
советская авиапромышленность
произвела самолётов больше,
чем в III квартале предыдуще-
го. Если в 1941 году она вы-
пустила 15 735 самолёта, то
в 1942 году – 25 436, а в 1943 –
уже 34 884. Столь существен-
ный рост объяснялся удачными
технологическими решениями,
принятыми ещё в предвоенные
Торпедоносец ДБ-3Ф из состава 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка
в полёте над Кольским полуостровом.
Фото Р. Диамента. 1943 г.
39
Советские пилоты изучают двигатель
AM-35A истребителя МиГ-3 на заводе
№ 1 в Москве.
Весна 1941 г.
Комиссар поздравляет экипаж
бомбардировщика Су-2 с первым
боевым вылетом.
Декабрь 1941 г.
Пилот и штурман бомбардировщика
Пе-2 обсуждают предстоящий вылет