тийских подводников, которые
ещё летом 1942 года преодолели
мощную противолодочную обо-
рону противника. Снабжение
Германии медью, железной ру-
дой, оловом, никелем, древе-
синой, продовольствием было
основательно нарушено.
Для Северного флота глав-
ной миссией стала защита со-
юзных конвоев. По северному
маршруту из Великобритании
и Исландии в Мурманск и Ар-
хангельск СССР получил почти
четверть всех грузов по ленд-
лизу, здесь прошло 40 конвоев
союзников. В порты назначе-
ния прибыло 720 транспортов
и судов, 58 до Мурманска и Ар-
хангельска не дошли. На обрат-
ном пути из 717 судов погибли
27. Сопровождение осущес-
твлялось силами как советских,
так и союзных флотов. Зона со-
ветской ответственности про-
стиралась к востоку от меридиа-
на 20°00
?
(островМедвежий–го-
род Тромсё). Каждый конвой –
отдельная
боевая
эпопея.
И в каждой из них – героизм
имужествоморяков–советских,
английских, американских.
Великая Отечественная вой-
на подтвердила исключительно
важное значение этого морско-
го театра и необходимость иметь
там сильный флот, способный
обеспечить безопасность За-
полярья, Северного морского
пути, и гарантировать свобод-
ный выход в Атлантику. Общий
объём наших морских пере-
возок на севере составил более
1 миллиона человек и более
1,6 миллиона тонн грузов. Ко-
рабли и авиация флота обеспе-
чили проводку по внутренним
коммуникациям 2568 судов
в составе 471 конвоя. При этом
потери составили всего 0,47%
от общего количества транспор-
тов.
Это несопоставимо с тем
уроном, который понёс не-
мецкий транспортный флот на
Северном морском театре: бо-
лее четырёхсот судов и свыше
1 миллиона тонн грузов. Во
многом это заслуга моряков,
подводников и лётчиков Се-
верного флота, действовавше-
го вдоль побережья Северной
Норвегии и Финляндии.
С развитием наступления
в 1944 году Северный флот ак-
тивно содействовал 14-й армии
Карельского фронта высадкой
тактических десантов, от бата-
льона до бригады морской пехо-
ты. Он доставил 22 десанта об-
щей численностью почти двад-
цать тысяч человек. Быстрый
разгромФинляндии и Норвегии
оказался возможен благодаря
чёткому маневру с использова-
нием морских коммуникаций.
На противоположном, юж-
ном фланге Восточного фронта
действовал Черноморский флот.
Силами он значительно превос-
ходил противника. В его соста-
ве были корабли всех классов,
в том числе линейный корабль
«Парижская коммуна» (позже
переименован в «Севастополь»),
пять крейсеров, три лидера,
13 эскадренных миноносцев, два
сторожевых корабля, 15 траль-
щиков и др., а также вспомога-
тельные суда различного назна-
чения. Основную ударную мощь
составляли 47 подводных лодок,
84 торпедных катера и военно-
воздушные силы, насчитывав-
шие 626 самолётов, из которых
более половины – истребители.
Военные действия на Чёр-
ном море начались в 3 часа
15 минут 22 июня с налёта не-
мецкой авиации на главную базу
флота – Севастополь, на Одессу
и Измаил. Наши населённые
пункты и корабли на Дунае
были подвергнуты артобстрелу.
Именно из Севастополя Москва
узнала о нападении фашист-
ской Германии на Советский
Союз.
Моряки-черноморцы
в числе первых начали боевые
действия. Командование фло-
та во главе с вице-адмиралом
Ф. С. Октябрьским и все коман-
диры соединений находились
на своих командных пунктах,
личный состав – в частях и на
кораблях.
В первый день войны во
всех базах установили дозоры
надводных кораблей. В дальний
дозор вышли подводные лодки.
Адмирал Ф. С. Октябрьский
Русская история
1
2015
47
На море и на суше