Советская авиация в годы Великой отечественной войны
они были для Ил-2 «не по зу-
бам». Однако достаточно бы-
стро в ходе боёв советские лёт-
чики нащупали оптимальную
тактику использования этойма-
шины. Они сосредоточились на
уничтожении неприятельских
грузовиков, топливозаправщи-
ков, артиллерийских тягачей,
собственно артиллерии и пехо-
ты. В результате вражеские тан-
ковые клинья стали буксовать,
оставаясь без топлива, боепри-
пасов, запчастей и артилле-
рийской поддержки. Так что,
если Ил-2 и не стал главным
«танкоистребителем», именно
он сыграл одну из ключевых
ролей в том, что гитлеровский
«блицкриг» сначала забуксовал,
а затем и вовсе встал намертво
в считанных километрах от Мо-
сквы.
Хотя в годы войны было раз-
работано несколько проектов
новых штурмовиков, единствен-
ным образцом авиатехники та-
кого класса на протяжении всей
Великой Отечественной войны
оставался Ил-2. Он несколько
раз модернизировался, из одно-
местного стал двухместным,
а последниемодификацииккон-
цу войны уже стали называться
Ил-10, однако характерный си-
луэт выдавал в новом штурмови-
ке корни модели 1939 года.
Успех Ил-2 вынудил ограни-
чить или вовсе снять с производ-
ства ряд перспективных образ-
цов авиатехники. Штурмовик
оснащался авиамотором АМ-38,
а все двигатели этого семейства
выпускались на единственном
заводе, который был не в состоя-
нии резко нарастить производ-
ство. В результате было решено
прекратить выпуск моторов
АМ-35 и АМ-37, которые ста-
вились на истребители МиГ-3
и бомбардировщики Ту-2.
Вконце 1941 годапечальную
судьбу МиГ-3 едва не разделил
и третий истребитель предво-
енного поколения – ЛаГГ-3.
Конструкторскому коллективу
этого самолёта удалось пере-
оснастить истребитель на но-
вый двигатель –М-82, и с осени
1942 года в серию пошёл Ла-5.
А во второй половине 1944 года
на фронт стал поступать Ла-7.
Что касается истребителей
«Як», то их генеральный кон-
структор – А. С. Яковлев – по-
шёл по пути создания целого
букета модификаций исходной
модели. С одной стороны, раз-
вивалась «ветка», в которой во
главу угла была поставлена даль-
ность полёта – Як-9Д, Як-9ДД.
С другой – создавались «круп-
нокалиберные» модификации,
оптимизированные с точки
зрения веса секундного залпа –
Як-9Т и Як-9К. Желание соз-
дать на базе исходной модели
истребитель-бомбардировщик
привело к появлению модифи-
кации Як-9Б. Безусловно, вер-
шиной яковлевского КБ стал
Як-3. Созданный специаль-
но для завоевания господства
в воздухе, он за счёт максималь-
ного облегчения конструкции
обладал блестящей маневрен-
ностью и высокой скоростью.
К тому же он был прост в пи-
лотировании и нетребователен
к пилоту, обладал великолепны-
ми взлётно-посадочными харак-
теристиками и отличался про-
стотой наземного обслуживания.
Безусловно, Як-3 вместе с Ла-7
стали наилучшими образцами
советских истребителей времён
Великой Отечественной войны.
Основным фронтовым бом-
бардировщиком советских ВВС
военных лет стал Пе-2. Хотя
А. Н. Туполев сумел изменить
конструкцию Ту-2, переобору-
довав его на мотор М-82, тем-
пы производства туполевского
бомбардировщика росли очень
медленно. И хотя с точки зре-
ния технических характеристик
Ту-2 выигрывал, положение дел
на фронте по-прежнему опреде-
лял старый, добрый Пе-2.
В ходе войны основные
усилия советских ВВС были
сосредоточены на поддержке
сухопутных войск и действиях
по ближним тылам неприяте-
ля. Дальнебомбардировочные
удары наносились относитель-
но редко, и, тем не менее, даже
в 1941 году, когда фронт катился
на восток, советские ВВС на-
носили удары по Кёнигсбергу
и Берлину. Однако от планов
перевооружения ДБА пришлось
отказаться – основным дальним
бомбардировщиком СССР на
Авиаконструктор, генерал-майор
авиации А. С. Яковлев у истребителя
Як-3.
1943 год
Гвардии майор И. Н. Кожедуб
у истребителя Ла-7.
Фото Б. Кудоярова.
Белоруссия, сентябрь 1944 г.
Русская история
1
2015
41
Авиация годы