мания, но зато намного больше.
И на это руководству Люфтваф-
фе ответить оказалось нечем.
В конце 1944 года, когда Герма-
ния попыталась воспроизвести
советский опыт, провозгласив
«истребительную
программу»
и пытаясь наладить массовый
выпуск истребителей, выясни-
лось, что её авиапромышлен-
ность попросту не в состоянии
этого сделать. Что же касает-
ся итоговой оценки советских
и германских самолётов…
Предоставим слово снова
Швабедиссену: «
Немецкие Bf
109G и Fw 190 равнялись любому
из …
(советских истребителей. –
М.М
.)
во всех отношениях, чего
нельзя сказать о Як-3 […], впер-
вые появившемся на фронте летом
1944 года. Этот истребитель об-
ладал большей скоростью, манев-
ренностью и скороподъемностью,
чем Bf 109G и Fw 190. Немецкие
истребители уступали Як-3 во
всём, кроме вооружения. То же
самое можно сказать и в отно-
шении советского истребителя
Ла-7. […] На основе имеющейся
информации можно дать следую-
щую оценку действий советской
истребительной авиации в тече-
ние двух последних лет войны.
1. Длительное технологиче-
ское развитие, возросший боевой
опыт, но, прежде всего, рост
численного состава самолётного
парка, вызвали устойчивое пре-
восходство советской истре-
бительной авиации в 1944 году.
В 1945 году господство в воздухе
достигло своей высшей точки.
2. Увеличение мощи советской
авиации и успешные наступа-
тельные действия Красной Армии
благоприятно влияли на лётный
состав. В конце войны средний
советский лётчик-истребитель
стал достойным противником.
[…]
4. Первоначальное относи-
тельное технологическое отста-
вание русские сумели преодолеть.
Самые последние модели совет-
ских истребителей были в неко-
торых отношениях лучше немец-
ких
самолётов-истребителей,
применяемых в то время на Вос-
точном фронте. С лета 1944 го-
да. количественное превосход-
ство советских истребителей
стало просто подавляющим.
[…]
6. Советские истребители
вели бои с немецкими истребите-
лями настойчиво и решительно.
Хотя они и уступали в индивиду-
альном воздушном бою своим не-
мецким оппонентам, их количе-
ственное превосходство позволяло
уменьшить собственные потери
и вместе с тем увеличить число
сбитых немецких самолётов
».
Это – свидетельство вра-
га, которому очень не хотелось
признавать за нашими предка-
ми преимущество хоть в чём-
то. Не хотелось – но пришлось.
И в данном вопросе его мнению
можно доверять.
Факт остается фактом. Со-
ветская авиационная промыш-
ленностьпревзошлагерманскую,
а советские ВВС перемололи
Люфтваффе. Осваивая с новой
техникой новые тактические
приёмы, они сумели добиться
господства в воздухе и обеспе-
чить успех важнейших сражений
и операций. Ещё в 1942 году ста-
ли создаваться воздушные ар-
мии, позволившие концентри-
ровать авиачасти на важнейших
направлениях. В следующем
году борьба за господство в воз-
духе достигла апогея, а ещё че-
рез год советские ВВС одержали
в ней очевидную победу.
Литература и источники
1.
Быстрова И. В.
Советский военно-
промышленный комплекс: проблемы
становления и развития. М., 2006.
2.
Котельников В. Р.
Отечественные авиа-
ционные поршневые моторы. М., 2010.
3.
Мухин М. Ю.
Авиапромышленность
СССР в 1921–1941 гг. М., 2006.
4.
Мухин М. Ю.
Советская авиапромыш-
ленность в годы Великой Отечествен-
ной войны. М., 2011.
5.
СимоновС.Н.
Военно-промышленный
комплекс СССР в 1920–1950-е годы:
темпы экономического роста, структу-
ра, организация производства и управ-
ление. М.,1996.
6.
Соколов А. К
. От Военпрома к ВПК.
М., 2012.
7.
Степанов А. С.
Развитие советской
авиации в предвоенный период. М.,
2009.
Лётчики – Герои Советского Союза на Параде Победы.
Фото Т. Мельника. 24 июня 1945 г.
43
Аавиация в годы войны