Журнал "Русская история". "1 (32) 2015 г. - page 44

в основном благодаря отличной
рации, позволявшей легко и на-
дёжно координировать действия
истребителей в бою. Всего по
ленд-лизу в СССР было постав-
лено около 18 тысяч самолётов,
однако основная их масса –
около 12 тысяч – попали в Со-
ветский Союз в 1943–1944 годах,
когда кризис в авиапромышлен-
ности уже был преодолён.
Сопоставление
советских
и германских самолётов времён
войны до сих пор вызывает дол-
гие и жаркие споры. Боевой са-
молёт представляет собой очень
сложную машину, обладающую
множеством
характеристик
и параметров, сопоставить ко-
торые весьма непросто. Может
ли превосходство в скорости
компенсировать недостаточно
«весомый» секундный залп? Что
лучше – иметь большую даль-
ность или большую скороподъ-
ёмность? Что важнее – наличие
на самолёте рации или протек-
тированных бензобаков? А ведь
это всё – лишь «первый этаж»
бесконечных сравнений и сопо-
ставлений. Думается, тут следу-
ет учитывать несколько важных
моментов, которые определяли
соотношение технических ха-
рактеристик советских и гер-
манских самолётов в целом.
Во-первых, СССР отставал
от Германии (особенно после
того, какРейхпокорилпрактиче-
ски всю Европу и поставил себе
на службу алюминиевую про-
мышленность Франции и Нор-
вегии) в производстве алюми-
ния и его сплавов. В результате
подавляющее большинство со-
ветских самолётов изготавли-
вались из дерева целиком или
в значительной части. Разумеет-
ся, при прочих равных, деревян-
ный фюзеляж получался тяжелее
металлического. Во-вторых, со-
ветское моторостроение уступа-
ло германскому, и на советских
самолётах, как правило, стояли
менее мощные моторы, чем на
аналогичных самолётах Люфт-
ваффе. Можно только восхи-
титься технической смекалкой
и новаторскими решениями, ко-
торые позволили отечественным
конструкторам создавать впол-
не конкурентоспособные само-
лёты. За счёт внедрения передо-
вых технологий советские авиа-
заводы смогли даже в условиях
эвакуации резко нарастить авиа-
выпуск, в результате чего герман-
ская ставка на техническое со-
вершенство была бита. Некото-
рое время тому назад среди око-
лоисторической публики было
популярно мнение, что войну
выиграли, «завалив немцев соб-
ственными трупами». Это невер-
но.Рейхдействительнозавалили,
но не трупами, а сталью и свин-
цом. СССР производил не столь
совершенные самолёты, как Гер-
протяжении всей войны оста-
вался ДБ-3Ф, переименован-
ный в 1942 году в Ил-4.
В годы войны советские ВВС
получали по ленд-лизу само-
лёты западного производства.
В основном это были истреби-
тели: английские «Харрикейн»,
американские Р-39 «Аэрокобра»
и Р-40 «Киттихаук» различных
модификаций.
Бомбардиров-
щиков было поставлено зна-
чительно меньше, в большин-
стве своём это были американ-
ские фронтовые А-20 «Бостон»
и В-25 «Митчелл». Они пользо-
вались среди советских пило-
тов успехом, чего не скажешь
об истребителях. Исключением
служили «Аэрокобры», заслу-
жившие самые лестные отзывы
Советский дальний бомбардировщик Ил-4 в полёте
Американские бомбардировщики А-20 «Бостон» (на переднем плане) 
перед приёмом технической комиссией и летчиками из СССР. 
База ВВС Абадан Филд, Иран. 1942 г.
42
Искусство побеждать
1...,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43 45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,...116
Powered by FlippingBook