Журнал "Русская история". "1 (32) 2015 г. - page 39

М. Ю. Мухин,
доктор исторических наук
С каждым днём всё дальше ухо-
дят в прошлое огненные дни Ве-
ликой Отечественной. Однако
мы никогда не забудем тех, кто
70 лет назад, выстояв под Мо-
сквой и Сталинградом, на Ог-
ненной дуге и в блокадном Ле-
нинграде, взял Берлин. Им автор
и хотел бы посвятить эту статью.
Достижение
господства
в воздухе сыграло огромную
роль в победе Красной Армии
над вермахтом. Когда, благода-
ря чему это произошло? Вопрос
о качественных и количествен-
ных характеристиках советской
авиации до сих пор активно
обсуждается как профессио-
нальными историками, так
и любителями. Были ли совет-
ские самолёты времён войны
«летающими гробами» или, на-
оборот, превосходили неприя-
тельские? Какие самолёты были
лучше, а какие – не блистали?
За счёт чего советские ВВС до-
бились господства в воздухе:
личной выучки? Массовости?
Технического превосходства?
Накануне войны основу со-
ветского истребительного авиа-
парка составлялибипланыИ-153
и монопланы И-16. В середи-
не 1930-х годов господствовала
концепция «двух истребителей»:
быстрого и маневренного. Ма-
невренный биплан должен был
связывать противника боем,
а быстроходный моноплан –
разить связанного неприятеля.
На первых порах эта тактика
действительно приносила ре-
зультаты. В 1936–1938 годах
советские истребители И-16
и И-15 более чем успешно про-
тивостояли в Испании итальян-
ским и германским, а в небе
Китая – японским машинам.
На тот момент биплан И-15
мало уступал в скорости непри-
ятельским истребителям, а по
маневренности явно превосхо-
дил их. Преимущество же И-16
Искусство побеждать
Русская история
1
2015
37
авиация в годы войны
Штурмовики Ил-2 возвращаются
с задания.
1944 г.
Советские лётчики-истребители у И-16 на аэродроме.
Халхин-Гол, август 1939 г.
1...,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38 40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,...116
Powered by FlippingBook