годы. СССР постоянно испы-
тывал нехватку квалифициро-
ванной рабочей силы, поэтому
ставка делалась на внедрение
плазово-шаблонного
метода,
штамповки
и
конвейерной
сборки. Это позволяло массово
использовать даже низкоквали-
фицированный труд.
С осени 1941 года на фронт
во всё возрастающих объёмах
стали поступать истребители
Як-1, бомбардировщики Пе-2
и штурмовики Ил-2. Особенно
важным было появление в авиа-
частях новейших штурмовиков.
Споры об эффективности Ил-2
идут уже давно и вряд ли закон-
чатся в ближайшее время. В со-
ветские годы было принято вся-
чески восхвалять уникальный
«летающий танк», якобы наво-
дивший ужас на немецких тан-
кистов, а легенда о том, что гит-
леровцы якобы называли Ил-2
«чёрной смертью», кочевала из
книги в книгу.
В постсоветский период
лодка качнулась в другую сторо-
ну, и стало хорошим тоном пере-
числять недостатки этого само-
лёта, которых и впрямь хватало.
Думается, наиболее авторитет-
ным в данном вопросе можно
считать мнение противника,
который на собственной шкуре
протестировал эффективность
Ил-2. После войны немецкий
генерал Швабедиссен опубли-
ковал книгу, в которой обобщил
опыт люфтваффе на восточном
фронте. По поводу Ил-2 в этой
книге сказано:
«Штурмовик Ил-2, напро-
тив, почти все немецкие офицеры
описывают как самолёт, очень
эффективный при штурмовых
ударах. Несмотря на ряд слабых
сторон, он проявил себя как на-
стоящий штурмовик и до конца
войны состоял на вооружении
в качестве стандартного само-
лёта штурмовой авиации. […]
немецкие войска боялись Ил-2,
которые летали постоянно, в лю-
бую погоду и причиняли заметный
ущерб войскам на марше.
Благодаря хорошему брони-
рованию, самолёт мог быть сбит
только очень прицельным зенит-
ным огнем
.
[…] Сильно постра-
давшая и практически незамет-
ная на ранних этапах кампании
советская штурмовая авиация
сравнительно быстро была вос-
становлена и стала приобретать
всё более очевидную важность
и эффективность. В немалой сте-
пени это было обусловлено появле-
нием Ил-2, современного самоле-
та, приспособленного специально
для выполнения штурмовых за-
даний
.
[…] советская штурмовая
авиация оказалась значительно
более действенной, чем предпола-
галось перед началом кампании.
Несмотря на то, что в нача-
ле войны советские ВВС понесли
весьма значительные потери,
русская авиационная промыш-
ленность смогла перевооружить
и существенно усилить свою
штурмовую авиацию за удиви-
тельно короткий срок. Уже к кон-
цу 1941 года подготовка лётного
состава достигла похвально вы-
сокого уровня. Агрессивность со-
ветских лётчиков-штурмовиков
также заслуживает особого
упоминания. То хладнокровие,
с которым они осуществляли свои
атаки, было просто удивитель-
ным […] Ил-2 было очень трудно
сбить при атаке сзади из-за пре-
восходного бронирования. Наи-
лучшие результаты давал об-
стрел его верхних поверхностей
в крутом пикировании или
стрельба по его бортам
».
Разумеется, Ил-2 не был
«чудо-оружием», сметающим
с лица земли немецкие танки.
В подавляющем большинстве
штурмовик Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова
в г. Куйбышеве.
Фото Г. Петрова. 1942 г.
Русская история
1
2015
40
Истребитель Як-3, пилотируемый лётчиком-испытателем В. Расторгуевым
Искусство побеждать