Журнал "Русская история". №3 2015 г. - page 13

видом гостей-купцов действо-
вали
дипломаты-разведчики,
скрытно изучавшие государ-
ственное устройство разных
стран, что видно из пояснения
Татищева: «…посла Володимер
послы своя, яко гости, единех
в Рим, а другие во Иерусалим,
Египет и Вавилон описать зем-
ли, грады и протчая, яко же
обычая и порядки правления
каждаго». (Вавилоном здесь на-
зван Багдад – крупнейший го-
род Междуречья.)
Марк, имевший опыт обще-
ния с мусульманами, был вклю-
чён в состав восточной миссии.
С нею он посетил Венгрию,
Сербию, Болгарию, Византию,
Антиохию, Иерусалим. Иеруса-
лим и Египет входили в державу
Фатимидов, Багдад – Буидов.
И Фатимидов и Буидов отлича-
ла веротерпимость, они просла-
вились как покровители наук
и искусств, в их владениях про-
цветали земледелие, ремёсла
и торговля. Фатимиды, кроме
того, провели успешные адми-
нистративные и финансовые
реформы.
Владимир за годы загра-
ничных походов имел воз-
можность ознакомиться с ус-
тройством
Византии,
но-
вые сведения он использовал
в управлении страной. При-
чём, в отличие от Петра I, так-
же направлявшего посольства
для изучения иноземных по-
рядков, Владимир в своей ре-
форматорской деятельности
не замыкался на ценностях
какой-то одной цивилизации.
В сферу его интересов наряду
с Западной Европой входили
Византия, Болгария и мусуль-
манский мир.
Из Александрии Египет-
ской Марк в начале 1003 года
направил письмо Владимиру,
в котором назвал себя врачом
и ритором. Послание его со-
держало описание путешествия
и… объясняло причины ухода с
великокняжеской службы. Дело
в том, что в Александрии автор
вступил в секту иконоборцев,
сменил имя на Иоанн и сде-
лался критиком византийской
церкви.
ПисьмоМарка-Иоанна в се-
редине XVI века было обна-
ружено в западнорусских зем-
лях поселившимися в Польше
представителями протестант-
ской секты антитринитариев,
названной так за отрицание
Троицы. Оно понравилось сек-
тантам своей антиправославной
направленностью, было издано
на латинском языке, оригинал
же оказался утрачен.
Из-за достаточно вольных
переводов с языка на язык текст,
получивший название «Письмо
Ивана Смеры», сильно исказил-
ся. В XIX веке этот памятник
без серьёзных исследований
был признан изготовленной
антитринитариями фальшив-
кой и надолго забыт. При этом
не было обращено внимание
на совпадение обстоятельств
Святой Михаил, первый митрополит 
Киевский.
Икона, конец XIX в.
и времени посольства Ивана
с летописными данными.
Как и современные ему вос-
точные правители, Владимир
был веротерпим. У него нашёл
радушный приём немецкий
архиепископ-миссионер Бру-
но, просвещавший язычников-
печенегов и описавший свои
встречи с Владимиром. В стране
мирно жили старорусские хри-
стиане, чьи воззрения с точки
зрения византийской догмати-
ки были еретическими, вдали
от городов и торных дорог со-
хранялись поселения славян-
язычников. Не возбранялось
исповедовать
веру
предков
инородцам. Их крещением на
свой страх и риск занимались
энтузиасты-миссионеры.
Представители разных со-
словий и народов делали при
великокняжеском дворе ка-
рьеру благодаря личным до-
стоинствам. Плеяда инозем-
ных писателей создала образцы
древнерусской литературы, по-
служившие фундаментом для
последующего расцвета. На
Руси появились свои мыслители
и писатели, такие, как великий
Иларион.
Русская история
3
2015
13
1...,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,...112
Powered by FlippingBook