Журнал "Русская история". №3 2015 г. - page 6

Ровно через год в зале Им-
ператорской Академии худо-
жеств прошёл второй конкурс.
Опекушин представляет четыре
модели будущего памятника,
и лишь одна из них, достойная
стать основой «дальнейших
творческих поисков», приковы-
вает внимание строгого жюри
и публики. Одобрения судей удо-
стоился также скульптор Пармен
Петрович Забелло, представив-
ший на конкурс три модели.
Но критика бесстрастна: ни
одна из них «не достойна быть
памятником Пушкину», так как
«ни красоты, ни мысли, ни во-
ображения в этих моделях нет»,
нет «художественного чувства
и ясности понимания… твор-
чества Пушкина». Журналисты
выносят ещё более суровый
вердикт: конкурс производит
«тяжёлое впечатление убого-
стью выставленных моделей».
И вот последний открытый
конкурс в мае 1875-го. У Опе-
кушина – шесть моделей, у За-
белло – четыре. А ещё – рабо-
ты скульпторов Антокольского
и Шредера.
Опекушинская модель под
счастливым номером семь при-
знана лучшей! В ней, по мне-
нию судей, благодаря энер-
гичной и яркой технике найден
образ «поэта впечатлительного,
искушённого опытом жизни,
удержавшего все прелести меч-
тательности». Да и сам выбор
позы Пушкина, соединённый
«с простотою, непринуждённо-
стью и спокойствием», более
всего соответствовал характеру
поэта.
Какие страсти кипели во-
круг будущего памятника! По-
бедитель Александр Опекушин
ликовал: «Было три лихора-
дочных конкурса. В двух из них
участвовали все скульпторы
того времени. Ах, как было жар-
ко! Ах, какая суматоха! Сколько
зависти было друг к другу; каж-
дый хотел быть ваятелем, по
выражению Белинского, “веко-
вечного памятника” – человеку,
а. М. опекушин.  
Фотография К. К. Буллы. 1908 г.
который впитал в себя огромное
количество красок и музыки
жизни…»
Став обладателем первой
премии, Александр Михайлович
получил и заказ на изготовление
статуи поэта.
Государь полагал, что па-
мятник д
o
лжно воздвигнуть
на родине Пушкина, в Перво-
престольной, «где монумент…
получит вполне национальное
значение». Что и свершилось –
торжества, посвящённые его
открытию, прошли в Москве.
Правда, предстоящее праздне-
ство, приуроченное ко дню рож-
дения поэта 26 мая, пришлось
перенести в связи с трауром по
Императрице Марии Алексан-
дровне.
Есть в том своя неслучай-
ность, что на сооружение па-
мятника
Пушкину
Мария
Александровна (её называли
«Царицей милосердия») внесла
300 рублей, – самую значитель-
ную сумму из пожертвований
августейших почитателей поэта!
И так уж совпало, что смерть
Государыни вызвала отсрочку
торжеств, – памятник русскому
гению был открыт лишь шесто-
го июня 1880 года. День, в со-
временной России названный
Пушкинским.
Принц Ольденбургский не-
мало порадел, чтобы в Москве на
открытие памятника а. С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 года.
Литография неизвестного художника.
Справа – рисунок С. Куклинского
Образ номера
Русская история
3
2015
6
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...112
Powered by FlippingBook