Журнал "Русская история". №3 2015 г. - page 5

князья и княгини, офицеры,
студенты. Во всенародной «ко-
пилке» более ста шестидесяти
тысяч рублей, – огромные по
тем временам деньги, коих, увы,
так не хватало при жизни поэту.
В
чреде
государствен-
ных забот Александр II не
забывал следить за деятельно-
стью учреждённого им Коми-
тета. Известна служебная за-
писка его председателя прин-
ца
Петра
Ольденбургского
(1876 год): «Государь Импера-
тор… в 18-й день сего декабря
Всемилостивейше повелеть из-
волил, чтобы модель академика
Опекушина была поставлена для
предварительного личного обо-
зрения оной Его Величеством
в Белой зале Зимнего дворца».
Есть в том некая мисти-
ка: будто повинуясь монаршей
воле, Пушкин вновь явился во
дворец. Но не в парадном одея-
нии. И не изменяя былым при-
вычкам.
В длинном сюртуке, с на-
брошенным поверх него пла-
щом. Правая рука его (больше
ей никогда не взять перо!) за-
ложена за борт сюртука, левая –
чуть отведена назад, за спину;
в ней – дорожная шляпа. В ве-
ликой задумчивости склонил он
голову, созерцая из небытия не-
что, ведомое ему одному…
Государь осмотрел кон-
курсную модель (известен даже
день – 23 декабря), вылепленную
в глине в размер будущего мону-
мента, иостался доволен: царское
одобрение было получено.
Всего за год до объявления
первой подписки на памятник
будущий его ваятель получает
вольную. Александр Опекушин,
сын крепостного, становится
свободнымгражданином.Благо,
что не проглядел недюжинный
дар сына крестьянин Михайло
Опекушин, с согласия барыни
отдав мальчика в Рисовальную
школу в Санкт-Петербурге.
Вольная давала право на
ученичество в Императорской
Академии художеств. А вскоре
в её стенах Александр Опеку-
шин получил и первую свою
награду – малую серебряную
медаль. Крепнет талант, оттачи-
вается мастерство скульптора.
Будущий памятник и его созда-
тель словно движутся навстречу
друг другу, преодолевая все не-
мыслимые препятствия!
И вот март 1873-го. Первый
конкурс в зале Опекунского со-
вета. Из пятнадцати представ-
ленных моделей три принадле-
жат академику Опекушину.
Модели остальных пре-
тендентов, по мнению членов
жюри, грешили помпезностью,
многофигурностью, «перегруз-
кой» аллегориями и символами.
Вот обзоры, и довольно язви-
тельные, с выставки-конкурса,
что публиковались в журнале
«Гражданин»:
Портрет принца П. Г. ольденбургского. 
К. А. Горбунов. 1864 г.
«№ 6. Художнику, неизвест-
но почему, вздумалось нарядить
бедного поэта чуть не в шубу
и в теплые сапоги. Очевидно, та-
кой костюм очень стесняет поэ-
та, и он решительно не знает, что
ему делать с увесистою лирою…
№ 7. Пушкин изображён
сидящим… Сбоку ни к селу ни
к городу изображение, по объ-
яснению автора, лежащего,
а нам кажется, было бы пра-
вильнее сказать – павшего Пе-
гаса, если принять в соображе-
ние его несчастную позу».
И хотя ни один из проектов
не был признан достойным, од-
нако пятерым конкурсантам,
в их числе и Александру Опеку-
шину, выделили поощритель-
ные премии.
Конкурс 1874 года
Третий конкурс. Проекты и. н. шредера, П. П. Забелло, 
а. М. опекушина
(слева направо)
Московский Пушкин
Русская история
3
2015
5
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...112
Powered by FlippingBook