Журнал "Русская история". №3 2015 г. - page 12

в качестве автора антикатоличе-
ского сочинения «Об опресно-
ках». Владимир обменивался
с Римским Папой посольства-
ми, и сочинение было составле-
но, дабы предотвратить сближе-
ние Руси с католиками.
С Леонтом следует связать
перенесение на Русь афонских
традиций, благодаря которым
Афон стал для русов третьим по
значению святым местом после
Иерусалима и Константинопо-
ля. Этот высокообразованный
писатель был создателем рус-
ского церковного законодатель-
ства. Утверждённый Владими-
ром Церковный устав был со-
ставлен им.
Леонта в 1007 году сменил
митрополит Иоанн. Обширная
повесть о крещении Руси по-
казывает хорошее знакомство
автора с реалиями эпохи Влади-
мира. В то же время, их смелое
литературное искажение свиде-
тельствует о высоком ранге пи-
сателя и о том, что повесть соз-
давалась после кончины Влади-
мира. К концу правления Иоан-
на непосредственных свидете-
лей событий уже не оставалось.
Тогда же были созданы первые
сказания о страданиях Бориса
и Глеба, приуроченные к пере-
несению их мощей в 1033 го-
ду. Такие важные в политиче-
ском отношении сочинения
могли появиться на свет толь-
ко при одобрении правивше-
го Киевом Ярослава Мудрого
и при непосредственном уча-
стии митрополита Иоанна.
Выдающимся
писателем
и историком был митрополит
Михаил, во время коротко-
го правления которого в 987–
988 годах состоялось крещение
части киевлян. Михаил был
автором одной из лучших ви-
зантийских хроник и яркой по-
вести о Святославе Великом,
с которым был лично знаком.
По свидетельству Татище-
ва, по инициативе митропо-
лита Михаила на Руси были
открыты училища по обуче-
нию грамоте, в которые брали
детей всех сословий. Так были
заложены основы русской си-
стемы образования. Всесос-
ловный приём в церковные
школы сохранился на века.
Этот демократичный прин-
цип позволял талантливым
выходцам из простонародья
с редким в ту пору образова-
нием входить в состав рус-
ской элиты и делать светскую
или духовную карьеру.
Творили и иные писатели,
имена которых не сохранились.
Анонимный ростовчанин соста-
вил красочный рассказ о кре-
щении жителей Новгорода при
участии ростовской дружины,
Карта европы и Византийской империи 
на рубеже X–XI вв.
полочанин – о варяге Ижберне,
служившем в Херсонесе и пере-
давшем секреты своих хозяев
Владимиру.
Одной из самых интри-
гующих фигур при Владимире
был Марк Македонянин. На-
званный философом, он был
монахом и помимо посольских
обязанностей занимался среди
булгар-мусульман миссионер-
ством. В летописи приведён
текст из его антимусульманско-
го сочинения.
Писатель-монах, выходец
из дунайской Болгарии, он по-
пал в окружение Владимира
в ходе заграничных походов.
В Никоновской летописи опи-
сана его дипломатическая по-
ездка к волжским булгарам.
Посольство закрепляло успехи
похода Владимира на Волжскую
Булгарию в 994 году.
В 1002 году Владимир на-
правил новые посольства, одно
в Рим, другое в Иерусалим. Под
Крещение русов.
Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи
Константина Манассии
Год литературы
Русская история
3
2015
12
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...112
Powered by FlippingBook