Русская история
3
2015
69
странства метровокзалов в сохра-
нившихся проектах изображают-
ся не роскошными, но комфорт-
ными, уютными. Характерно, что
часто показывались человеческие
фигурки с множеством быто-
вых подробностей: вот одетый
по всей форме военный бережно
поддерживает под локоток даму,
вот мальчуган еле поспевает за
опаздывающей куда-то мамашей,
кто-то читает газету, устроившись
на скамье, забросив ногу за ногу,
а кто-то даже прикуривает трубку
посреди зала. Из реализованных
проектов, пожалуй, образ толь-
ко одного – «Дворца Советов» –
имел соответствующий названию
дворцовый характер, в основном
благодаря вмонтированным в ко-
лонны
светильникам-распуш-
кам, превращающим свод стан-
ции в сияющие небеса. Пол, од-
нако, был здесь весьма скромен,
представляя собой асфальтовое
покрытие.
Примечательно, что в про-
ектировании образов станций
идея дороги не становится веду-
щей. Те предложения, где было
хоть какое-то сходство с вокза-
лом, в конкурсных просмотрах
сразу же отметались. В создании
станций метро с самого начала
отвергался критерий временно-
сти, бралась на вооружение ка-
тегория постоянства, и подзем-
ные залы мыслились как вари-
анты общественного интерьера.
Вызывает некоторое недо-
умение тот факт, что концепция
совершенно новых для нашей
страны объектов не обсуждалась
ни до их открытия, ни после. Во-
прос «Что такое станция метро?»
в образно-мировоззренческом
смысле, похоже, архитектора-
ми не ставился. Способность
удивиться
фантастичности
предприятия была уделом раз-
ве только поэтов: «Я осмотрел /
подземный мрамор станций, /
Я осязал / руками / чудеса», или:
«Спускались-то мы / по лестни-
це / вниз, / а очутились, / по-
моему, / выше! /» – писал Семён
Кирсанов. Архитекторы же пол-
ностью находились во власти
жестких установок возглавляе-
мого Кагановичем Арплана –
организации, в ведении которой
были все работы по реконструк-
ции Москвы. Наступала пора
преобразования среды, в том
числе и подземной, в парадно-
представительское
простран-
ство, что начнёт реализовывать-
ся уже во второй очереди метро,
а во всей полноте предстанет
в линиях военного и особенно
послевоенного времени.
Исследование проведено при
финансовой поддержке Россий-
ского гуманитарного научного
фонда (РГНФ). Проект № 15-
04-00353/15
«
Московское метро.
1935–1980-е гг.
»
Литература и источники
1.
Астафьева-Длугач М. И.
О некоторых
художественно-образных проблемах Ге-
нерального плана реконструкции Мо-
сквы 1935 года // Проблемы истории
советской архитектуры М., 1980.
2.
Быков Р.
До и после «Чучела» //
Юность. 1985. № 9.
3.
Ильф И., Петров Е
. Метрополитеновы
предки // Дни и годы Метростроя. М.,
1981.
4.
Колли Н.
Архитектура метро // Как мы
строили метро. М., 1935.
5.
Морган Дж.
Московский метрополи-
тен – лучший в мире. М., 1935.
6.
Фейхтвангер Л.
Отчёт о поездке
для моих друзей // Я видел будущее.
Писатели и деятели культуры зару-
бежных стран о Союзе Советских Со-
циалистических Республик. Кн. 1. М.,
1977.
Первые пассажиры московского метро.
15 мая 1935 г.
Экскурсанты-школьники на эскалаторе
станции «охотный ряд» до ввода
первой линии московского метро
в эксплуатацию.
1935 г.