Русская история
3
2015
67
«Метрополитенова эра»
Станция первой очереди московского метро «охотный ряд». Подземный зал.
Архитекторы Ю. А. Ревковский, Н. Г. Боров, Г. С. Замский. 1935 г.
Станция первой очереди московского метро «дзержинская» до реконсктрукции
(сейчас «Лубянка»). Подземный зал.
Архитектор Н. А. Ладовский. 1935 г.
Станция первой очереди московского метро «Кировская» до реконструкции
(сейчас «Чистые Пруды»). Подземный зал.
Архитектор Н. Я. Колли при участии
Н. А. Шухарева. 1935 г.
к разработке эскизного реше-
ния второй очереди. Облик
первых линий метрополитена
определялся главными градо-
образующими узлами. Поэто-
му, например, под прицельным
вниманием проектировщиков
была станция «Дворец Сове-
тов» (сейчас «Кропоткинская»),
которую предполагалось со-
единить с вестибюлем Дворца.
Художественный замысел стан-
ции «Охотный ряд» во многом
определялся
её
соседством
с Домом Совета труда и оборо-
ны А. Я. Лангмана (1932–1934,
ныне здание Государственной
Думы РФ) – в меру репрезента-
тивным, строгим зданием.
В 1930-е годы былые утопии
и мечтания сменяются реши-
тельными действиями, практи-
ческим пересозданием города,
в первую очередь – его центра.
Во имя «новой Москвы» уни-
чтожаются старые постройки:
в декабре 1931 года взорван храм
Христа Спасителя, в ноябре
1934-го – Сухарева башня, стена
Китай-города, Иверские воро-
та… Высвобождение простран-
ства идёт одновременно и парал-
лельно на земле и под землей.
Для всех станций, за исклю-
чением«Улицыим.Коминтерна»,
единственной,имеющейбоковые
платформы (позже – «Калинин-
ская», сейчас – «Александров-
ский Сад») была избрана остров-
ная конструктивно-планировоч-
ная система платформ. Стан-
ции мелкого заложения – кроме
односводчатой «Библиотеки им.
В. И. Ленина» – имели плоские
перекрытия. Станции глубокого
заложения, состоящие из двух
раздельных или трёх соединён-
ных между собой туннелей, –
сводчатые: односводчатое пере-
крытие для каждого туннеля на
перестроенных
впоследствии
«Дзержинской» (сейчас «Лубян-
ка») и «Кировской» (сейчас «Чи-
стые Пруды») и трёхсводчатое
на станциях «Красные Ворота» и
«Охотный Ряд»). Освоенные при
строительстве первой очереди