Русская история № 2 2015 - page 20

С. В. Перевезенцев,
доктор исторических наук,
профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
креститель
Руси
Современники считали Креще-
ние Руси заслугой исключитель-
но киевского князя: «Крестился
самкнязь Владимир, и детей сво-
их, и весь дом свой святым кре-
щением просветил, и освободил
каждую душу, и мужского пола,
и женского, крещением свя-
тым», – писал в XI веке Иаков
Мних (т. е. монах). «Как же мы
тебя восхвалим, о досточестной
и славный средь земных владык
и премужественный Василий?
Как же выразим восхищение тво-
еюдобротою, крепостьюисилой?
И какое воздадим благодарение
тебе, ибо
приведены тобою
в по-
знание Господа и избыли идоль-
ское прельщение, ибо
повелением
твоим
по всей земле твоей сла-
вится Христос? Или что тебе ещё
примолвим, христолюбче, друже
правды, вместилище разума, сре-
доточие милости?» – вопрошал
в «Слове о Законе и Благодати»
митрополит Киевский Иларион
(Василий – имя, данное Влади-
миру при крещении).
Русские книжники XI века
вовсе не грешили против исти-
ны, и большинство современ-
ных исследователей соглаша-
ются с их мнением: Крещение
Руси и вправду было личной
инициативой князя Владимира
Святославича. Видимо, и воз-
никновение церковной органи-
зации произошло на Руси бла-
годаря прямому участию кня-
зя. Именно он вывез в Киев из
Херсонеса первых священников
и первые христианские святыни,
а чуть позже устроивДесятинную
церковь (церковь Богородицы),
Владимир назначил её настояте-
лем вывезенного из Крыма Ана-
стаса Корсунянина, другие же
корсунские священники соста-
вили клир этого храма. Тогда же
Владимир ввёл в практику ин-
ститут десятины (десятая часть
княжеских доходов передавалась
церкви Богородицы на её со-
держание, откуда, собственно,
и возникло её название – Деся-
тинная) и передал десятину Ана-
стасу Корсунянину.
От князя исходили все ини-
циативы по преобразованию
и укреплению церковной ор-
ганизации, его авторитетом
утверждались
христианские
правила жизни, он же устанав-
ливал основы материального
обеспечения Церкви, её преро-
гативы и многое другое. Соглас-
но «Повести временных лет»,
в годы правления Владимира
СвятославичаРусскойЦерковью
руководил князь и совет еписко-
пов.Вопросотом, быллинаРуси
в первые годы после Крещения
митрополит, назначенный из
Константинополя, и какими
полномочиями мог он распола-
гать, до сих пор не решён.
Владимир Святой
Святой князь Владимир.
Деисусный чин. Первая треть XV в.
Летописец.
А. Н. Новоскольцев. 1887 г.
1...,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,...116