Русская история № 2 2015 - page 10

рисунке мраморных полов (впо-
следствии заменённом на более
проcтой). Автор придерживался
средневековой традиции: струк-
тура интерьера должна отвечать
архитектонике здания.
Невысокий мраморный ико-
ностас, по византийской тради-
ции, позволял видеть роспись ал-
таря. Вместо пяти приделов, три
в апсидах и два на хорах, Прахов,
по древнему обычаю, оставил
лишь один престол в главной ап-
сиде. Лестницы в верхние приде-
лы встроились в полукружия бо-
ковых апсид и в северо-западный
компартимент,авюго-западный–
крещальня. Из центральной ап-
сиды туда был перенесён киво-
рий, выполненный из гранита,
разноцветногомрамораибронзы,
заслонявший изображение Бо-
жией Матери с Младенцем Хри-
стом. Именно этот знаменитый
образ стал центром церковного
интерьера. Росписи создавались
выдающимися
живописцами:
В.М.Васнецовым,М.В.Нестеро-
вым,П. А. СведомскимиВ. А. Ко-
тарбинским. Высочайшее ма-
стерство и оригинальный стиль
В. М. Васнецова оказали влияние
намногиедругиемонументальные
росписи храмов, сооружавшихся
в империи и за её пределами.
Наиболее известные ком-
позиции посвящались памяти
святого князя Владимира, что
не раз отмечалось современни-
ками. «Торжественная молит-
ва – “Призри, Боже, на новые
люди Твоя и утверди в них веру
правую”, на лице князя Вла-
димира, воздевшего руки к не-
бесам. Возле него жена Анна,
в головном уборе византийских
цариц. Духовенство, хор певчих,
копья дружинников и несметная
толпа народа. На первом плане
первые русские христиане, кото-
рые сошли для крещения в воды
Днепра».
Не менее знаменит сюжет
«Крещение князя Владимира».
Князь изображён в крещенской
купели баптистерия в Херсоне-
се, окружённый духовенством,
посланцами
Константинопо-
ля и русскими дружинниками.
Нельзя не отметить влияния на
композицию церковных кано-
нов, в частности, православной
иконографии Крещения. Свя-
щенник благословляет князя
так же, как св. Иоанн Крести-
тель Спасителя. Справа, подоб-
но ангелам, ожидают своей оче-
реди иподиакон и причетники
в белых одеждах.
Кисти В. М. Васнецова при-
надлежит и монументальный
образ князя. «Святой Владимир
изображён в богатых княжеских
одеждах, удивительно красивых
по сочетанию красок. Красная,
благородно-тусклого
оттен-
ка порфира, жемчуг короны,
цветная эмаль на кресте, снеж-
ная белизна бороды и матовые
прозрачные краски лица сли-
ваются в ласкающую глаз гар-
монию. Властная уверенность,
с какою он держит крест, выдаёт
в нём недавнего воинственного
язычника и привыкшего пове-
левать “стольного” князя. […]
Но в глазах его уже видна свя-
тость христианской думы», –
так представлял образ князя
автор описания собора начала
XX века. На главных вратах со-
бора установлены барельефы св.
князя Владимира и св. княгини
Ольги, выполненные Г. Р. Зале-
маном и Р. Р. Бахом.
Торжественное освящение
храма состоялось 20 августа
1896 года митрополитом киев-
ским Иоанникием (Рудневым)
вприсутствииИмператораНико-
лая II, ИмператрицыАлександры
Фёдоровны, духовенства, чинов
Двора и художников. На следую-
щий день, 21 августа, торжества
продолжились открытием и освя-
щением памятника Императору
Николаю I, установленному на-
против здания Университета св.
Владимира и Первой гимназии,
основанных самодержцем.
Необходимо напомнить, что
своим основанием универси-
тет обязан Высочайшим указом
Сенату от 8 ноября 1833 года:
«… избрав город Киев, с давних
лет к учреждению университета
предназначенный, равно драго-
ценный для всей России, колы-
бель святой веры наших пред-
ков и вместе первый свидетель
их гражданской самобытности,
Мы повелели учредить в оном
университет под особым покро-
вительством и в память велико-
го Просветителя Богом вручён-
ной ним страны».
Университет святого Владимира.
Фото конца XIX в.
Русская история
2
2015
8
Университет св. Владимира и Ботанический сад.
Фото конца XIX в.
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,...116