Русская история № 2 2015 - page 17

внутри- и внешнеполитических
реалий прежде, чем речь заходи-
ла о крещении всего народа [8,
c. 63–79].
Согласие на личное креще-
ние, без нарушения основных
устоев язычества, Владимир,
видимо, дал без особых колеба-
ний, так как в это время он уже
вплотную подошёл к вопросу об
отказе от языческой веры, как
архаической, не удовлетворяю-
щей потребностей древнерус-
ского общества и внешнеполи-
тических амбиций набирающе-
го силу государства Русь. Под
986 годом «Повесть временных
лет» подробно рассказывает
о так называемых посольствах
о вере, которые приходили
в Киев со своими предложе-
ниями о перемене веры на Руси
и, в свою очередь, о посольствах
Владимира в окрестные страны
с целью «выбора» лучшей веры.
Большинство учёных соглас-
ны, что за фольклорным описа-
нием этих посольств угадываются
реальные исторические факты.
Во всяком случае, рассказ о по-
сольстве Владимира в Констан-
тинополь во многом повторяет
церемониал прежних русских
посольств в Византию в связи
с заключением договоров «Руси
с греками» в 907, 911 и 944 годах.
Во всяком случае, Владимир
исподволь готовил свою дружи-
ну, киевлян, народ к перемене
веры. Это была осторожная, вы-
веренная политическая линия,
и согласие на личное крещение
было её частью. Заметим, что та-
кое согласие вовсе не требовало
включения Руси в религиозно-
политическую орбиту Византии
и немедленного учреждения на
Руси новой церковной органи-
зации. Рассуждения о непре-
менном появлении греческого
митрополита на Руси после кре-
щения Владимира беспочвенны.
К условиям договора от-
носилось, по-видимому, и обе-
щание Владимира прекратить
помощь Болгарии против Ви-
зантии. Это видно из того, что
после 987 года в военных дей-
ствиях болгар наступает пауза.
Таким образом, Владимир
гениально воспользовался ситу-
ацией в Византии, на Балканах
и на Ближнем Востоке и заклю-
чил с империей чрезвычайно
важное для Руси политическое
соглашение.
Русские летописцы молчат
об этом договоре. Они просто
не знают его, и эти понятно.
Военно-союзное
соглашение
было устным, тайным, в связи
с характером его условий. Кро-
ме всего прочего, речь шла
о
появлении
византийской
принцессы в Киеве, путь к кото-
рому лежал через контролируе-
мые печенегами днепровские
пороги. Условие о крещении
Владимир также не предавал
широкой огласке, хотя, конеч-
но, эта процедура (её историки
называют и крещением, и пред-
варительным оглашением) не
могла пройти мимо глаз и ушей
ближайшего к Великому князю
окружения.
Византийские,
арабские,
армянский источники много-
кратно и во многом синхронно
по содержанию излагают все
условия договора 987 года. Что
касается русских источников,
то только два из них, «Память
ипохвалаВладимирумонахаИа-
кова» и «Сказание о святых му-
чениках Борисе и Глебе», также
приписываемое монаху Иакову,
говорят о крещении Владимира
в 987 году. Оба памятника сооб-
щают, что Владимир умер, про-
жив в крещении 28 лет: «По свя-
томъ крещении поживе блаже-
ный князь Володимеръ 28 лет»
[4, c. 245] – монах Иаков; через
28 лет после крещения Влади-
мир «въпаде въ недугъ крепкъ» –
«Сказание…» [10, c. 28]. Мы
точно знаем дату кончины Вла-
димира – 15 июля 1015 года.
Вычитая из этой даты 28 лет,
в обоих случаях получаем дату –
987 год, что соответствует вре-
мени появления византийского
посольства в Киеве. В норвеж-
ской «Саге об Олаве сыне Триг-
гвиеве» (XIII в.) говорится, что
сподвижник Олава епископ Па-
вел крестил Владимира во вре-
мя пребывания Олава и Павла
в Киеве [7, c. 256]. Это вовсе не
противоречит всему ходу собы-
тий.
Итак, всё говорит о креще-
нии Владимира в 987 году. Мо-
нах Иаков отсчитывает от этого
выдающегося события всю по-
следующую хронологию прав-
Владимир Святой.
Праздничная минея. 1619 г.
Поход Владимира Святославича
против печенегов.
Миниатюра
Радзивилловской летописи
1...,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,...116