Русская история № 2 2015 - page 21

В какие-то моменты и епи-
скопы участвовали в светских
делах. Как следует из летопис-
ного рассказа, помещённого
под 996 годом, христианские
епископы, видя умножившиеся
разбои, предложили Владимиру
ввести смертную казнь, кото-
рая не применялась до того на
Руси, но давно практиковалась
в европейских странах. Киев-
ский князь уступил и заменил
традиционные «виры» (денеж-
ный штраф) смертной казнью.
Однако результат оказался диа-
метрально противоположным
ожиданиям: русское общество
восприняло эту меру как со-
вершенно неадекватную. Нача-
лись «рати», т. е. дело дошло до
вооруженного сопротивления.
В разрастающийся конфликт
пришлось вмешаться представи-
телям земского самоуправления,
«старцам» (видимо, «старцам
градским»). По настоянию по-
следних епископы согласились
отказаться от применения столь
сурового наказания. А затем со-
вместными усилиями епископы
и «старцы» уговорили князя вер-
нуться к прежним порядкам.
При жизни Владимира Свя-
тославича отношения между
государством и Церковью были
закреплены в так называемом
«Уставе князя Владимира Свя-
тославича о десятинах, судах
и людях церковных» — первом
документе такого рода в исто-
рии России. В Уставе инициа-
тором введения церковного за-
конодательства прямо названы
князь Владимир Святославич
и его последняя супруга визан-
тийская принцесса и киевская
княгиня Анна. Прецедент, когда
супруга князя признаётся одним
из авторов законодательного
акта, в древнерусской юридиче-
ской практике довольно редкий.
В данном случае, возможно, ва-
жен был тот факт, что княгиня
Анна – представительница рода
византийских императоров, ко-
торые считались покровителя-
ми Христианской Церкви. Тем
самым подчёркивалась закон-
ность претензий князя Влади-
мира на ту же роль в собствен-
ном государстве. Подчеркнуть
этот факт было тем более важно,
что юридическим основанием
Устава прямо объявляется гре-
ческий Номоканон – сборники
византийских церковных за-
конов и императорских указов.
Впрочем, в литературе отмечен
примечательный факт – во вре-
мена Владимира ссылка на ав-
торитет византийского права не
означала, что нормы этого права
применяются на практике. Так
и Устав Владимира, в отличие от
Номоканона, не устанавливает
хоть каких-то наказаний за не-
соблюдение вводимых право-
вых норм.
Основная цель Устава –
определить источники матери-
ального существования Церкви
Руины Херсонеса.
Фото А. Гордейчика. 2015 г.
Устроение Десятинной церкви Владимиром.
Миниатюра Радзивилловской летописи
Руины Десятинной церкви.
Рисунок неизвестного автора. 1826 г.
Креститель Руси
1...,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,...116