Русская история № 2 2015 - page 13

всё это он, Владимир Святой,
«наш учитель и наставник вели-
кий государь нашей земли», как
назвал его в середине ХI века ми-
трополит Иларион в своём зна-
менитом сочинении «Слово о За-
коне и Благодати» [1, c. 73].
Но прежде, чем Владимир
достиг своих выдающихся вну-
три- и внешнеполитических
результатов, он прошёл жесто-
чайший, кровавый, полный на-
силий путь борьбы за власть.
Это был типичный путь ста-
новления раннесредневековых
государств, когда вопросы еди-
новластия и единодержавия ре-
шались железом и кровью.
Эту часть жизни Владимира
его первый «биограф», автор его
первого «жития» монах Иаков
в своём сочинении «Память
и похвала Владимиру», относя-
щемуся к 70-м годам ХI века,
определил как всё содеянное
в язычестве («створи в погань-
стве, не зная Бога»), по пово-
ду чего он должен «каяшеся»
и «плакошеся» [4, c. 245].
Именно в это время Вла-
димир, бывший наместником
Святослава в Новгороде, по-
сле гибели отца на порогах
и вступления во власть в Киеве
старшего сына Святослава Яро-
полка, сразу же показавшего
стремление к единодержавию,
«убоявся» брата и «бежа за море»
[5, c. 35]. Это было началом
борьбы Владимира за власть.
А далее последовало возвра-
щение в Новгород с варяжской
дружиной и изгнание оттуда
ярополкова наместника.
Утвердившись в Новгороде,
Владимир «собра вои многи»
(варягов, новгородских словен,
чудь, кривичей) и двинулся на
покорение Русской земли. Он
с бою захватил Полоцк, убил
княжившего
там
Рогволда
и взял силой его дочь Рогнеду
себе в жёны; путем военного
давления и коварной интриги
захватил столицу Руси, а затем
организовал убийство Яропол-
ка и овладел его беременной
женой – красавицей, бывшей
греческой монахиней, пленён-
ной ещё Святославом [5, c. 36].
Согласно летописным данным
и сведениям монаха Иакова,
Владимир Святославич в 980 го-
ду обрёл власть на Руси и «седе
в Кыеве» [4, c. 245; 5, c. 36–37].
Победа была достигнута,
единоличная власть над Русью
оказалась в руках девятнадца-
тилетнего Владимира. На этом
пути Владимир проявил, несмо-
тря на молодость, масштабное
мышление, недюжинный ор-
ганизационный талант, жесто-
кость, неразборчивость в сред-
ствах. За это Великий князь
и получил несколько горьких
обличающих слов в «Памяти
и похвале» монаха Иакова. Не-
стор в «Повести временных
лет» также обличал Владимира
в «скверной похоти» и отмечал
искупление его грехов на сте-
зе христианской деятельности
[5, c. 58].
Мы не будем вторгаться
в чисто богословские вопросы,
связанные с религиозным пере-
рождением Владимира. Отме-
тим лишь, что в период беском-
промиссной борьбы за власть он
получил первые политические
уроки, приобрёл недюжинный
государственный опыт, прошёл
тяжкий путь от беглеца и изгоя
до властелина огромной страны.
Думаю, что именно эти обстоя-
тельства стали главными в по-
следующем политическом пре-
ображении молодого Великого
князя.
Владимир получил Русь,
как бы мы сегодня сказали,
в разобранном состоянии.
Пользуясь княжеской междо-
усобицей, от Киева отделились
и перестали уплачивать дань
радимичи, заратились на далё-
ком северо-востоке вятичи. Да
и в самой русской столице Вла-
димир на первых порах чувство-
вал себя неуверенно, так как си-
туациювгородеконтролировали
его союзники – воинственные
и агрессивные варяги. По словам
летописца, они заявили Велико-
му князю: «Се градъ нашь, мы
прияхомъ
ú
(т. е. его. –
А. С.
), да
хочемъ имати окупъ на них, по
2 гривне от человека» [5, c. 37].
В этих условиях Владимир
предпринял несколько полити-
ческих маневров. Во-первых, он
попытался утихомирить своих
требовательных союзников, по-
обещав со временем собрать для
Захват Полоцка Владимиром.
Миниатюра Радзивилловской летописи
Голова князя.
М. В. Нестеров. 1905 г.
Русская история
2
2015
11
1...,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,...116